Blogпост Blogпост

Мирный путь для Украины

Североатлантический альянс должен четко дать понять Киеву, что сегодня на повестке не стоит вопрос о членстве Украины в НАТО, а текущий конфликт может быть разрешен только через переговорный процесс.

Когда-то давно было замечено, что «мнение управляет миром». Возможно, это преувеличено, вместе с тем сегодня мнение Запада о российском президенте Владимире Путине всецело определяет западную политику в отношении продолжающегося украинского кризиса, где движущими факторами выступают личная неприязнь и неприятие российских националистических идей. С конца прошлой недели не иссякает поток сообщений по линии НАТО, западных спецслужб о российском вторжении и открытии второго фронта между украинскими портовыми городами Новоазовском и Мариуполем. В прессе много говорилось о тысяче российских солдат и мало - об отрицании Путиным и российским правительством этих обвинений.

Репортер CNN Джейк Таппер с тревогой рассказывает о российских военных маневрах, поочередно используя без разбора термины «вторжение», «эскалация», «агрессия», подытоживая в конце статистику: 2 600 погибших украинцев с момента начала конфликта на Украине. Сопровождение кадров военного вторжения данными о погибших не случайно, это сделано с целью подводки слушателей к выводу о виновности именно России, а не контролируемых Киевом сил, в гибели этих людей. Достаточно бегло ознакомиться с докладами ОБСЕ из Луганска и Донецка, чтобы убедиться как раз в обратном.

Растущая озабоченность, демонстрируемая американскими СМИ, генсеком НАТО, председателем Европейской комиссии, французским министром иностранных дел и британским премьером по поводу открытия второго фронта, несколько сбивает с толку. В конце концов, нам на протяжении месяцев говорили, что Россия направляет силы и средства через границу для оказания помощи украинским повстанцам. То, что это продолжается – точно не является сенсацией, которой заслуживали бы слушатели.

Вместе с тем для западных покровителей Киева действительно шоком стали безрезультатные итоги минской встречи В.Путина и П.Порошенко. За неделю до встречи Киев еще источал уверенность в близости своей победы над сепаратистами и установлении контроля над самопровозглашенными территориями. По замыслу Запада, Порошенко должен был на предстоящих переговорах выступить с учетом военных успехов с позиции силы. Но не тут-то было. На встрече Путин отмел какие-либо попытки Порошенко увести повестку в сторону, заявив, что кризис на Украине является ее внутренним делом, и порекомендовал вести переговоры с повстанцами.

Путин вел переговоры с позиции силы с учетом подавляющей военной мощи России, безрезультативности западных санкций для него (какими бы серьезными они ни были), нежелания НАТО, несмотря на заверения Киева в солидарности, вести военные действия против России, жизненно важного интереса Москвы относительно внеблокового статуса Украины, ее предбанкротного состояния экономики, а также европейской зависимости от российских энергоресурсов.

Это - суровая проза жизни: в текущем кризисе глава российского государства всегда будет выступать с позиции силы. Попытки представить ситуацию по-другому иначе как заблуждением не назовешь.

Время, выбранное для открытия второго фронта, вписывается в политическую логику Москвы. Это приурочено к открытию саммита НАТО в Уэльсе, где ожидается, что Альянс даст сигнал Киеву, что его запрос на членство в Североатлантической организации будет принят с распростертыми объятиями. Это в свою очередь приведет к следующим последствиям: Киев примет эту инициативу за чистую монету и усилит восточное наступление, что позволит Путину не только создать коридор на Крым, но и попытаться выделить Новороссию из Южной Украины.

Конечно, у НАТО есть и другие опции, прежде всего в отношении своих украинских клиентов. Альянс мог бы заявить о том, что членство не является вопросом ближайшей перспективы и вежливо отослать Киев в вопросе государственного устройства к Декларации о независимости Австрии (документ подписан между союзными оккупационными силами и австрийским правительством в 1955 г.). Гарантирование внеблокового статуса Украины обеспечило бы мир и начало процесса восстановления страны из руин.

Так сегодня выглядит реальность, и если западные политики действительно хотят положить конец кризису, они должны использовать свое влияние на президента Порошенко и премьера Яценюка для их убеждения начать переговоры. Этого, как бы не было болезненно, не случится до тех пор, пока правительство возглавляет Яценюк, который на днях заявил о намерении направить в Верховную Раду законопроект, открывающий дорогу стране к членству в НАТО. Сама эта идея должна быть отвергнута западными лидерами.

Саммит в Уэльсе предоставляет Западу (в особенности США, которые сталкиваются сегодня с более серьезными проблемами как у себя дома, так и на международной сцене) шанс на урегулирование ситуации. В противном случае Украину ждут тяжелые времена. 

Оригинальная статья