Жданок: ксенофобские заявления звучат в Латвии уже 20 лет
Александр Носович
В Латвии разгорелся скандал вокруг высказываний сопредседателя VL-ТБ/ДННЛ Райвиса Дзинтарса, заявившего буквально следующее: «9 мая нам ежегодно напоминает, что мы по-прежнему под угрозой, что существует угроза русификации и что по-прежнему здесь живет огромное число врагов Латвии». В ответ депутат латвийского Сейма от «Центра Согласия» Валерий Агешин
В данном случае не было смысла обращаться в Полицию безопасности. Депутаты «Центра Согласия», подавшие заявление, должны были понимать, что слова Дзинтарса будут трактоваться лишь как высказанное мнение, но не призыв что-либо делать 9 мая. А это уголовно не наказуемо.
К сожалению, подобные высказывания политиков мы слышим на протяжении 20 лет.
После того, как три года назад Верховный суд Латвии оправдал Андриса Йорданса, заявившего, что евреи и цыгане это не люди, и сравнившего их с гангреной, которую следует отсечь, о каком наказании за разжигание межнациональной розни в Латвии можно говорить? Кстати, на конференцию, где прозвучало его высказывание, Йорданс был приглашен в качестве представителя тогда еще общественного движения, а теперь – партии «Все для Латвии», входящей в правящую коалицию.
Разумеется, человеконенавистнические заявления не должны оставаться без ответа. И можно только приветствовать гражданскую активность людей, которые остро реагируют на подобные высказывания, нарушающие определенные статьи Уголовного кодекса Латвии и Европейской рамочной директивы.
На мартовской сессии Европарламента была принята резолюция об усилении борьбы с расизмом и ксенофобией. Я была одним из ее авторов. И в своем выступлении отметила, что нельзя бороться с этим явлением, если нет соответствующего законодательства.
А в Латвии – почему Йорданса оправдал, в конце концов, Верховный суд? Потому что в Уголовном кодексе понятие разжигания розни применяется по отношению к национальным и расовым группам, а евреи и цыгане – это этнические общности.
Вот и оправдали. Как говорится, формально правильно, а по сути – холодный цинизм и издевательство над теми, кто подвергся оскорблению.