Задний ход: элиту «европейской» Литвы поймали на гомофобии
Александр Носович
Литовские законодательные инициативы, названные Комиссаром ЕС по юстиции и фундаментальным правам Вивиан Рединг «гомофобными», показали, что у самой Литвы не все в порядке с европейскими ценностями, которым она хочет научить «отсталые» страны постсоветского пространства. Голосование в Сейме не укладывается ни в рамки классического европейского общества с его фундаментальным принципом невмешательства государства в личную жизнь, ни в рамки современного ЕС, плоть от плоти которого считает себя литовская элита, и который гомосексуализм только приветствует.
Комиссар Евросоюза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг, посетившая на прошлой неделе Литву в составе брюссельской делегации, заявила, что Европейский союз не останется в стороне, если какая-либо входящая в Сообщество страна не будет соблюдать законы и договоры ЕС, защищающие свободу человека на желаемый им образ жизни.
«Вы должны знать, что европейские соглашения по этому вопросу очень чёткие. В них говорится, что человек в Европе имеет право выбирать такую жизнь, какую он хочет, а недискриминация является одним из основных принципов ЕС. Эта недискриминация также указана в европейских правовых актах, поэтому Европейский союз может отреагировать, если какая-то из стран-членов не станет соблюдать эти правовые акты», - сказала Вивиан Рединг.
Сказанное относилось к одобренной на прошлой неделе в литовском Сейме поправке к Кодексу административных правонарушений, предусматривающей штрафы за «принижение конституционных моральных ценностей», в частности за аборты и гомосексуализм.
Законопроекты в Сейме лоббировал прославившийся на всю Литву борьбой с геями и лесбиянками депутат фракции «Порядок и справедливость» Пятрас Гражулис. Но скандал, конечно, состоит не в том, что депутат Гражулис внес в Сейм гомофобские инициативы, а в том, что большинство Сейма их одобрило.
Тема гомосексуализма – это всегда щекотливая и неудобная вещь для большинства политиков, которые, конечно, не хотят, чтобы у аудитории при упоминании их фамилий первым делом возникали ассоциации «про это» - независимо от того за или против сексуальных меньшинств высказывается политик.
Однако гомосексуальная тема может быть конфузной не только для отдельных деятелей, но и для целых стран. И это явно случай Литвы.
Литва все это время считала себя лучом света европейской цивилизации в «диком и отсталом» постсоветском пограничье ЕС. Литва вошла в Европу и теперь она вся олицетворяет свободу и прогресс, а соседи по распавшемуся СССР к этому только тянутся и не могут дотянуться, а потому они страны – «лузеры». Кроме Литвы, правда, в Европу от бывшего СССР вошли еще Латвия с Эстонией, но они и живут себе в этой Европе, на постсоветские республики так часто не оглядываются.
Руководство Литвы на такое не согласно. Внешнеполитическая доктрина этой республики на восточном направлении превратилась в смесь пастырских наставлений и презентации себя как идеала, к которому надо стремиться. В Литве учат европейским ценностям белорусских диссидентов и активистов Болотной площади. Литва берет на поруки Украину, Молдову, Грузию: обещает провести их по брюссельским коридорам и «поделиться своим успешным опытом формирования открытого демократического общества». И главный посыл всем им такой: «Литва – это продвинутый член современного мира; мы говорим Литва – подразумеваем Европа, говорим Европа – подразумеваем Литва».
А теперь эта Литва собирается выносить на публичное обсуждение и законодательно регламентировать личную жизнь, запрещать аборты, контролировать мораль и разбирать вопросы сексуальной ориентации. Какой-то неевропейский (в современном понимании, конечно же) список получается. А как же представители Литвы будут учить, скажем, Киев демократии? Так, если перефразировать киноклассика, можно скоро и услышать: «Говорят, европеец ненастоящий!».
В «отсталой» Украине парламент не занимается осуждением абортов и борьбой с геями и лесбиянками - считается, что у Украины есть темы поважнее. Более того, в «варварской и азиатской» России, которая, по утверждениям литовских консерваторов, только и думает, как раскатать танками ненавистный ей свободный мир, в Конституции не прописаны основы семьи и морали. В соответствии с европейскими (шире – западными) представлениями о праве, они и не могут быть там прописаны: мораль и семья – личное дело каждого.
Получается, что Литва, громче всех на постсоветском пространстве кричащая о своей европейскости, в отдельных вопросах сохранила в себе от советского строя больше, чем большинство других бывших республик СССР. Это касается не столько литовского общества, сколько литовского государства. Врожденные рефлексы поведения «по-советски» в реакциях литовских политиков встречаются постоянно, и вот еще один пример. В Советском Союзе обсуждать личные темы с высоких трибун считалось нормальным, а государству регламентировать личную жизнь своих граждан – незазорным. За гомосексуализм была статья в уголовном кодексе, бездетные семьи платили налог на бездетность, а морально разложившихся неверных мужей разбирали на парткомах. Это вам не западное общество собственников-индивидуалистов!
Значит, не так далеко еще Литва ушла из дружной советской семьи.
Другой вопрос, а не пришла ли она к тому, от чего уходила? Ведь Евросоюз вызывает все больше аналогий с Советским Союзом и выражается это, в том числе, в том, что сфера личного и даже интимного все больше становится государственной темой.
В ЕС семьи отчитываются о воспитании детей перед социальными службами, в школах вводят курсы полового воспитания, а проведение гей-парадов регламентируется на государственном уровне. Тот же советский принцип, когда вместо государства – «ночного сторожа», государство, подглядывающее в замочную скважину. Только по отдельным вопросам, вроде гомосексуализма, угол зрения изменился на 180 градусов.
В известной мере проблема здесь в подмене понятий: Евросоюз или современная Европа – это необязательно Европа вообще, Европа как принцип. Литва с появлением 25 лет назад «Саюдиса» побежала в одну Европу, а прибежала, получается, в другую.