Вторая сессия Парламента непредставленных: самоорганизация продолжается
Александр Носович
В Риге 14 сентября открылась вторая сессия Парламента непредставленных – высшего органа Конгресса неграждан Латвии. Процесс самоорганизации русскоязычного гражданского общества в Латвии продолжается, и в перспективе непосредственные представители русской общины могут стать влиятельным субъектом латвийской общественно-политической жизни.
Парламент непредставленных был сформирован в результате всеобщих выборов, организованных Конгрессом неграждан Латвии. Тогда (25 мая - 11 июня) на альтернативных выборах в Парламент непредставленных проголосовали более 15 тысяч человек. Первое заседание альтернативного парламента состоялось 15 июня и носило установочный характер – было сформировано правление организации. То же можно сказать о втором заседании, прошедшем в минувшую субботу – на нем были приняты декларация и регламент парламента непредставленных.
В то же время было принято несколько практических решений, которые позволяют судить о тактических приоритетах и направлениях деятельности русскоязычного населения Латвии на ближайшее время.
В частности, приняты решения о формировании юридической комиссии и рабочей группы по международным делам, а также по разработке законопроектов об участии неграждан в муниципальных референдумах, об уменьшении списка запретов на профессии, об отмене запрета на приобретение земельных участков.
То есть происходит структурирование альтернативного парламента по ключевым направлениям работы. Очень важным для понимания этой организации является вытекающая из ее структуры программа-минимум: отмена запретов на приобретение земли, возможность неграждан участвовать в местном самоуправлении и пр. Наличие таких пунктов характеризует организацию как нерадикальную: радикальная организация сразу бы приступила к обсуждению решительных действий, которые должны вынудить власть ликвидировать институт негражданства как таковой. Парламент непредставленных же допускает промежуточные меры на пути к этой цели, например, улучшение ситуации с негражданами до уровня Эстонии, где негражданам разрешено участвовать в местных выборах. Ранее представители Конгресса неграждан говорили, что рассматриваются такие варианты, как сделать лиц, лишенных в Латвии гражданства гражданами Евросоюза.
То, что Парламент непредставленных предпринимает действия по реализации таких мер, означает, что сторонники подобных умеренных действий составляют в нем большинство.
Сразу после выборов в орган представительства неграждан ряд наблюдателей отметили, что в нем представлены две фракции русской общины: радикалов и умеренных. Этого не отрицали и в руководстве парламента непредставленных: зампредседателя парламента Александр Гапоненко в интервью нашему порталу подтвердил наличие разногласий среди своих коллег, заявив: «Это часть противоречий, существующих в самом обществе. Я думаю, что избранное руководство ПН должно балансировать между этими двумя группировками, находить какие-то общие точки зрения».
Судя по состоявшемуся на днях заседанию, пока это делать удается. Так, член правления Конгресса неграждан Елизавета Кривцова на своей странице в facebook прокомментировала состоявшееся мероприятие следующим образом: «Прошла вторая сессия Парламента непредставленных! Приняли декларацию, регламент и всласть поругались (зачеркнуто) подискутировали! Несмотря на то, что собрались очень разные люди, мы всегда умудряемся договориться».
Формирование юридической комиссии и рабочей группы по международным делам также подтверждает важные выводы о Парламенте непредставленных.
В самом общем виде эту организацию можно охарактеризовать как правозащитную. При этом в деле отстаивания прав представители неграждан делают ставку на международное сообщество, а не национальные органы власти: давление на последние считается более эффективным не напрямую, а косвенно, через международные организации.
Поиск зарубежных союзников этим летом стал ведущим направлением деятельности активистов Конгресса неграждан. Делегации из Латвии посещали Европарламент и Еврокомиссию, встречались с правозащитными некоммерческими организациями вроде Amnesty International. В августе этого года большой резонанс вызвала петиция активистов Конгресса неграждан Бараку Обаме, в которой более 1000 человек просили американского лидера потребовать ликвидации института негражданства на встрече с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем и другими главами стран Балтии 30 августа.
Этими действиями движет убеждение, что латвийские власти не самостоятельны в своих решениях, и официальный курс в Латвии можно скорректировать через давление из ЕС и США. Председатель Парламента непредставленных Валерий Комаров, например, отмечал ранее: «Я думаю, что если бы в руководстве ЕС была бы поставлена задача решить вопрос с негражданами, то вопрос с негражданами был бы решен быстро и четко». Об эффективности обращения к зарубежным партнерам и международному сообществу сразу после выборов в парламент непредставленных в интервью нашему порталу говорил председатель «Центра Согласия» в Сейме Латвии Янис Урбанович: «В этом Конгрессе много талантливых юристов, людей, которые живут этой несправедливостью. Они будут доказывать, что эта несправедливость существует, и, я думаю, это может стать хорошим фактором, который сможет в Европе, а после Европы и в Риге, заставить вернуться к этому вопросу».
Несоответствие института негражданства нормам западной демократии – важнейший аргумент для нового общественного движения латвийских русскоязычных.
Неслучайно разговоры о давлении на латвийскую власть с помощью ЕС сводятся к ключевому событию – председательству Латвии в Евросоюзе в 2015 году, когда эта страна привлечет к себе внимание всей Европы, и можно будет сконцентрировать это внимание на проблеме поражения в правах русскоязычных (а именно они составляют подавляющее большинство неграждан). В этой ситуации латвийским властям будет сложно позиционировать себя в качестве образцовой европейской демократии, в то время как декларация Парламента непредставленных пронизана демократической риторикой. При этом уже провалились попытки оппонирующей стороны объявить Конгресс неграждан и Парламент непредставленных радикальными организациями, якобы покушающимися на латвийскую государственность, с которыми будто по этой причине не возможен диалог. Вопреки этим заявлениям декларация Парламента непредставленных содержит слова: «Исходя из факта суверенитета и независимости Латвийской республики, Парламент непредставленных провозглашает своей главной задачей восстановление демократии и прав человека в Латвии путем ликвидации института негражданства, а также формирование единой политической нации».
Комментируя эту декларацию, вице-спикер альтернативного парламента Михаил Хесин заявил: «Уверен, что наш базовый документ, декларация ПН, не только обозначает цели Парламента непредставленных, но и ясно дает понять, что мы действуем и собираемся действовать в рамках существующих законов на всех уровнях».
Также выяснилось, что создание альтернативных парламентов – нормальная практика для гражданских обществ европейских стран, а эксперты отказались считать новую организацию покушающийся на конституционный строй. «Это, конечно, символическое действие, символический протест, а не реальное действие, направленное на изменение конституционных основ строя. Мне кажется, что это достаточно очевидно», - прокомментировала заявления, что новая общественная организация – это попытка государственного переворота политолог Ивета Кажока.
Поэтому, если Конгресс неграждан и парламент непредставленных окажутся эффективны в своей тактике привлечения международного внимания к европейским проблемам, к моменту председательства Латвии в Евросоюзе официальные власти могут столкнуться с большими репутационными проблемами. Пока это самый реалистичный способ добиться улучшения в положении неграждан, учитывая чувствительность властей Латвии к мнению ЕС и США.