Вильнюсский выбор Украины: размышления о последствиях
Александр Бржозовский
28 ноября в Вильнюсе пройдет саммит «Восточное партнерство», на котором Украина намеревается подписать Соглашение об установлении ассоциативных отношений с Европейским Союзом. Представляется, что повернувшая в сторону Запада украинская элита не до конца понимает последствия того геополитического выбора, который она намеревается сделать в Вильнюсе.
Украина очень молодая страна. Возникла она на обломках Российской империи в 1919 г., а затем с 1922 по 1991 была республикой в составе СССР, провозгласив независимость 24 августа 1991 года.
Как известно СССР существовал только как государственная форма нужная для построения советской нации, а в более широком плане - Советской цивилизации. С отказом правящих элит от Советского проекта потребность в СССР исчезла и он стал распадаться по этническим швам. Возникло 15 независимых государств.
Большая часть постсоветских государств приняла решение строить моноэтнические государства. В их числе была и Украина. При этом украинская элита совершенно не приняла во внимание, что в стране существует огромная масса русского и русифицированного населения, к тому же сконцентрированного на определенных территориях. Негласно украинская элита приняла решение в ускоренном порядке украинизировать русских. Сильно советизированное и не имеющее собственной элиты русское население республики сопротивлялось этому курсу достаточно пассивно.
Все шло хорошо до тех пор, пока Украина находилась в зоне политического влияния России, которая взяла на ответственность за советское наследие и выбрала миссию строительства новой, теперь уже Русской цивилизации.
Россия оказывала поддержку тем элитам, которые провозглашали себя защитниками русских интересов. Это позволяло сглаживать линию на украинизацию и не разрешало развиться украинско-русскому этническому конфликту.
Переход Украины из Русской цивилизации в Европейскую цивилизацию снимает с России ответственность за ее дальнейшую судьбу. Следует предполагать обострение украинско-русского конфликта и вступление в действие многих, ранее скрытых, внешнеполитических факторов. Зная историю становления украинской государственности нетрудно построить сценарий развития событий в Украине под действием этих внутренних и внешних факторов:
Шаг 1. Избавившись от сдерживающего российского влияния, правящие украинские элиты начнут активнее реализовывать проект построения моноэтничной украинской нации. Нынешние «псевдорусские» элиты не смогут оказать сопротивление этому процессу. Это вызовет стихийное сопротивление русской части населения страны и развитие открытых силовых столкновений на этнической почве.
Россия будет вынуждена вмешиваться в эти столкновения. Это вмешательство будет возможно только на населенных русскими территориях.
Шаг 2.
Шаг 3. Россия созданию самостоятельной Галиции мешать не будет. Отчасти из-за отсутствия у нее каких-либо инструментов влияния, отчасти из-за того, что будет надеяться хоть как-то решить таким образом «русский вопрос» в остальной части Украины. Европейский союз также не будет препятствовать развитию событий в этом направлении, поскольку небольшую Галицию, в отличии от очень крупной Украины, можно будет принять в свой состав. На часть территории Галиции могла бы рассчитывать Польша, однако польский этнический элемент в ней был галичанами уничтожен еще в период Великой Отечественной войны и сейчас крайне невелик, а потому не может быть инструментом передела территории.
Шаг 4.
Под влиянием тотальной украинизации неизбежно произойдет отток значительной части русского и белорусского населения с этой территории в оставшуюся, «русскую» часть Украины.
В результате будет образована Великая Галиция площадью свыше 150 тыс. кв. км. и с населением около 17-18 млн человек. По площади новая страна будет сопоставима с Грецией, по численности населения с Нидерландами.
Шаг 5. Великая Галиция будет все же небольшой, преимущественно сельскохозяйственной и достаточно бедной страной, значительная часть населения которой живет за счет заработков получаемых за рубежом. Это обстоятельство будет решающим для принятия ЕС решения о поддержке ее образования, а в дальнейшем о принятия ее в свой состав. Россия, опять-таки, не будет иметь сил и средств для препятствия консолидации населенных этническими украинцами территорий. Не сможет препятствовать процессам этнической консолидации украинцев и Польша.
Шаг 6. Великая Галиция постарается присоединить к себе и Закарпатье. Ведь это всего около 13 тыс. кв. км территории и чуть более 1 млн человек населения, к тому же на 80% состоящего из украинцев. Однако присоединению Закарпатья будут препятствовать Венгрия, Румыния и Россия. Все три страны будут поддерживать свои диаспоры в Закарпатье. Словакия будет претендовать на возврат ей части исторической области Земплин. Поэтому, скорее всего, Закарпатье приобретет статус самостоятельного государства. Это, во всяком случае, позволит ЕС хоть как-то оказывать давление на Великую Галицию.
Шаг 7. В ответ на образование Великой Галиции последует консолидация населенных преимущественно русскими территорий в самостоятельное государство - Малороссию. Это государство будет иметь территорию в 450 тыс. кв. км. и население в 30 млн. человек. Оно будет сравнимо по площади с Швецией, а по численности населения немного уступать Польше.
Шаг 8. Создание самостоятельной Малороссии будет поддерживать Россия, которая не способна безболезненно принять в свой состав 30 млн. человек. Зато, самостоятельная Малороссия сможет сохранить свои производственные связи с Россией. Как решение «русской проблемы» образование Малороссии будет нормально воспринято ЕС. Против будет выступать Турция, которая вспомнит свои права на Крым. Претензии к Одесской области, возможно, будет предъявлять Румыния. Однако сил и инструментов повлиять на развитие ситуации ни у одной, ни у другой страны не будет.
Данный сценарий возможной дезинтеграции Украины достаточно давно обсуждался на серьезном экспертном уровне как на Западе, так и на Востоке. Однако он не запускался в ход, поскольку США придерживалось стратегии построения «санитарного кордона» между Западной Европой и Россией.
Украине отводилось место центрального звена в цепи «кордонных» стран.
Однако с ослаблением США и их постепенным уходом из Европы, видимо, было принято решение перейти к стратегии создания «управляемого хаоса» в Восточной Европе. Элементом этой стратегии и стал сценарий принятия Украины, как и ряда других стран бывшего «санитарного кордона», в ЕС.