Великий пост: почему латвийские власти сорвали визит патриарха?
Александр Носович
Руководство Латвии отменило визит в страну патриарха Кирилла, оскорбив тем самым сотни тысяч православных русских и латышей. Официальная причина срыва визита – поддержка патриархом политики президента России Владимира Путина. Однако подлинные мотивы латышской элиты заключаются в том, что визит предстоятеля Русской православной церкви противоречит всему общественно-политическому строю современной Латвии, в основе которого лежит раскол на русских и латышей и отказ от сотрудничества с Россией.
Латвия – страна с многовековой православной традицией. Православие было первой христианской конфессией, проникшей на её территорию – оно существовало на этих землях с XI века, придя из новгородских и псковских земель. С XVII века в Латвии живет старообрядческая община, с XVIII века в ней действует и православная церковь Московского патриархата. Сейчас к Латвийской православной церкви относится 118 приходов, 92 священнослужителя. Специалистов в области богословия готовит Рижская духовная семинария.
Важный момент – богослужения в некоторых православных приходах ведутся на латышском языке.
Например, в Вознесенском храме в Риге в порядке исключения, чтобы не допустить конфликтов в смешанных по религиозному признаку семьях, Рождество для православных латышей отмечается по григорианскому календарю – 25 декабря.
Притом что абсолютное большинство православных в Латвии – это русские, для которых православие – один из способов сохранения своей идентичности, среди латышей также много тех, кто исповедует православную веру. «Исторически наши народы очень долго жили вместе, да и сейчас мы недалеки друг от друга, поэтому православная традиция в Латвии имеет давнюю историю и среди православных есть много латышей», - заявил порталу RuBaltic.ru выдающийся латышский композитор Имант Калниньш.
Православие перед смертью приняла великая латышская актриса народная артистка СССР Вия Артмане. Её сын, композитор и музыкант Каспар Димитерс, был крещён в 27 лет в лютеранской вере, но спустя два года перешёл в православие и с тех пор активно участвовал в жизни Латвийской православной церкви.
Православной является Ингуна Судраба, один из самых популярных политиков страны, бывший Государственный контролёр, лидер движения «От сердца - Латвии». Православную веру исповедуют Ингрида Удре, экс-спикер латвийского Сейма, в 2005 году исполнявшая обязанности президента Латвии, и председатель 11-го Правительства Латвии Айгар Калвитис. Ингриду Удре за поддержку Латвийской православной церкви наградил орденом патриарх Алексий II во время визита в Латвию в 2006 году.
Православие (шире того – религия) – это одна из тех вещей, которые способны объединять латвийское общество, смягчая раскол населения на русских и латышей. Именно в этом, а также в нежелании искать возможности для налаживания отношений с Россией надо подозревать подлинную причину срыва визита в страну патриарха Кирилла, отказ латвийских властей его принимать.
Патриарх Московский и всея Руси должен был прибыть в Ригу в середине мая – в Латвию главу Русской православной церкви приглашал еще экс-президент Валдис Затлерс в 2010 году, и визит был давно согласован. Однако 17 марта администрация президента направила патриарху письмо с просьбой перенести визит на другую дату.
«Я была одним из инициаторов этой идеи. Этот визит не к месту, не ко времени. Патриарх поддержал нынешнюю политику президента Владимира Путина. Его визит стал бы неуважением к жителям Латвии», - заявила спикер Сейма Солвита Аболтиня, добавив, что мероприятие носило бы исключительно политический характер, и все лояльные латвийцы были бы возмущены визитом главы РПЦ. Получается, что патриарха ждали «нелояльные» латвийцы? Видимо, да.
«44% людей, проживающих в Латвии, считают русский язык своим родным, но до сих пор он официально является языком иностранным. Это уникальный случай в мировой практике. До тех пор, пока ситуация не изменится, мы будем выражать свою обеспокоенность по этому поводу. Аналогичная ситуация сложилась с правами большого количества людей, которых до сих пор называют «негражданами». Это рана на нашем теле, и пока эта рана болит, мы не сможем забыть эту проблему», - заявил патриарх Кирилл на встрече с мэром Риги Нилом Ушаковым в конце 2012 года. Очевидно, что те же слова о русском языке и негражданах глава РПЦ повторил бы и во время визита в Латвию.
Именно это, похоже, и имела в виду Солвита Аболтиня, говоря о политическом характере визита и о том, что этим визитом были бы возмущены «все лояльные латвийцы».
Хотя в случае патриарха забота о русских в Латвии – это не политическая позиция, а единственно возможная позиция верующего человека, которому христианское вероучение предписывает милосердие и заботу о ближнем. Получается, латвийская правящая элита испугалась христианской проповеди против своей собственной политики?
«Я просто не понимаю, почему визит патриарха был бы неуважением к жителям страны. Как бы ни относилась лично г-жа Аболтиня к России и властям российского государства, встречи руководителей такого уровня всегда полезны. Я человек нерелигиозный, поэтому отношусь к визиту Владыки прежде всего как к большому событию в дипломатических отношениях. Перечёркивать любые контакты только потому, что они выстраиваются с кем-то из руководителей России – это просто нелепо. Я ждал от первых лиц нашего государства более мудрых и продуманных решений», - заявил депутат Сейма Латвии от «Центра Согласия» Игорь Пименов.
То есть латвийские власти в который раз упустили возможность сделать шаг к улучшению отношений с Россией, предприняв вместо этого очередной антироссийский демарш, как обычно, разом перечеркнувший все предыдущие дипломатические попытки по налаживанию сотрудничества.
«Визит патриарха может только позитивно повлиять на наше общество. Всё-таки патриарх – это заметная фигура, а вопросы религии, на мой взгляд, сейчас очень актуальны в обществе. А главное – визит патриарха мог бы только сблизить наши страны», - считает Имант Калниньш.
Похоже, что вторая подлинная причина отмены визита предстоятеля Русской православной церкви в Латвию – это как раз то, что такой визит мог бы сблизить две страны.
При этом, летом прошлого года патриарх Кирилл вполне успешно посетил с официальным визитом Эстонию, где встретился с премьер-министром Ансипом и мэром Таллина Сависааром. Едва ли эстонско-российские отношения значительно лучше латвийско-российских. В Латвии совсем недавно президент Андрис Берзиньш приглашал посетить страну президента России Владимира Путина.
В ответ в Латвии начали обсуждать идею объявления импичмента президенту Берзиньшу.
Открытое письмо президенту с требованием оценить своё соответствие занимаемой должности подписали 400 латвийских деятелей культуры. «Нам стыдно, что наши интересы представляют первые лица других стран — президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, президент Литвы Даля Грибаускайте и президент США Барак Обама. При этом наш собственный президент публично мнется, не формулирует свою позицию, не подтверждает способность и желание руководить народом Латвии в решающие моменты. Он готов принять в Рижском замке агрессора, нарушителя прав человека, самопровозглашённого реставратора Российской империи Владимира Путина», - говорилось в письме.
В результате в аналогичной истории с патриархом Берзиньш уже не только не отклонялся от «линии партии», но даже опроверг россказни спикера Сейма, что указать патриарху на дверь было её идеей. «Госпожа Аболтиня никак не повлияла на принятие данного решения. Это письмо не связано ни с одним влиянием извне», - гордо заявил президент Латвии о письме администрации президента в российскую патриархию с отказом принимать у себя главу РПЦ.
Эта полемика высших должностных лиц Латвии отдаёт откровенным фарсом: ведь, по сути, они спорят между собой, кому первому пришла идея оскорбить сотни тысяч православных русских и латышей, сорвав визит патриарха, а также проявить дипломатическое хамство по отношению к самому патриарху.
И искреннее этого не понимают, продолжая выяснять, кто из них больший патриот.