Андреас Умланд: без освобождения Тимошенко не будет Соглашения в Вильнюсе
Александр Носович
Группа депутатов литовского Сейма от правящей коалиции внесла на рассмотрение Сейма резолюцию с требованием освобождения Юлии Тимошенко. Подготовившие ее члены СДПЛ, Партии труда и «Порядок и справедливость» считают, что освобождение Тимошенко должно стать главным критерием подписания в ноябре на Вильнюсском саммите соглашения с Украиной об ассоциации с ЕС. Документ, ожидающий своего рассмотрения Сеймом, явился своего рода продолжением инициативы, выдвинутой со стороны США как «старшего партнера» председательствующей сейчас в ЕС Литвы - летом этого года аналогичную резолюцию подготовил для принятия Сенатом США сенатор от штата Иллинойс Ричард Дурбин, представляющий литовскую диаспору. Вслед за Вашингтоном свое слово готовится сказать и Вильнюс. Инициативу Литвы не следует отвергать, заявил ранее в интервью нашему порталу немецкий политолог Александр Рар. Другой влиятельный германский эксперт Андреас Умланд, работающий на кафедре политологии Киево-Могилянской академии, утверждает, что в европейских странах доминирует ценностный подход к вопросу об ассоциации Украины с ЕС. По его мнению, требование литовцев справедливо, ведь без освобождения Тимошенко никакого соглашения с Киевом подписано не будет:
- Г-н
- Такие резолюции еще раз подчеркивают, что освобождение Тимошенко – это необходимое условие для подписания Соглашения об ассоциации. В этом смысле это дополнительные сигналы для киевского руководства, чтобы этот вопрос решить.
- Вызывают ли эти резолюции резонанс в украинском обществе и политикуме?
- Такие требования, резолюции, высказывания появляются каждую неделю. Они идут со всех европейских стран: и из Восточной Европы, и из Западной Европы, и из Германии – из всех европейских столиц.
В этом отношении в литовской резолюции нет ничего особенного. Она лишний раз подчеркивает принципиальное значение этого вопроса для подписания Соглашения об ассоциации.
- Вы упомянули о Германии. Канцлер Ангела Меркель и глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле чаще других европейских политиков высказывали требование освободить Юлию Тимошенко и всегда придерживались очень жесткой позиции по этому вопросу. Насколько важна роль Берлина в исходе переговоров об ассоциации Украины с ЕС?
-
Дело Юлии Тимошенко это самый важный фактор в переговорах об ассоциации: оно символизирует все те проблемы с демократией, которые сейчас есть в Украине. Дело Тимошенко – наиболее известная, можно даже сказать, наиболее раскрученная проблема украинской политики.
Пока эта проблема не будет решена, не будет и Соглашения об ассоциации с ЕС.
- Ваш коллега и соотечественник Александр Рар в интервью нашему порталу сделал прогноз, что в ближайшее время начнется беспрецедентная волна давления на Януковича, вызванная растущим раздражением европейцев из-за того, что вся концепция «Восточного партнерства» может рухнуть из-за проблемы одного человека. Вы согласны с этим прогнозом?
- Я думаю, что это давление на Януковича уже идет как со стороны Европейского союза в целом, так и со стороны отдельных европейских стран.
Европейский союз хотел бы, чтобы саммит в Вильнюсе был успешным: для этого надо подписать Соглашение об ассоциации с Украиной, а для этого надо освободить Юлию Тимошенко.
Я не знаю, насколько это давление беспрецедентно по сравнению с тем, что будет по мере приближения саммита в Вильнюсе, но оно уже идет и сигналы украинской стороне из Европы в последние месяцы – они однозначны.
- На ваш взгляд, будет ли оправданным с точки зрения «европейского пути» Украины компромиссный сценарий со стороны ЕС: Юлия Тимошенко остается в тюрьме, большая часть институциональных реформ, упомянутых в «списке Фюле» остается не выполнена, но Соглашение об ассоциации Украины с ЕС в Вильнюсе все равно подписывают?
- Я думаю очень просто: не будет никакого подписания Соглашения, пока Тимошенко в тюрьме и до тех пор, пока не будет продемонстрирован прогресс в решении других вопросов. Здесь два фактора: освобождение Юлии Тимошенко и зримый прогресс по реформе прокуратуры, избирательного законодательства и другим институциональным реформам. В принципе, в Киеве это всем понятно, и, надеюсь, к ноябрю в Вильнюсе ситуация с этими вопросами будет выглядеть так, что Евросоюз сможет без проблем подписать с Украиной Соглашение.
- Сейчас в Европе (прежде всего, в Восточной Европе, в частности, в странах Балтии) существует точка зрения, что подписание Соглашения об ассоциации с Украиной важно, прежде всего, с геополитических позиций: «оттаскивание» Украины из сферы влияния России, отторжение от будущего Евразийского союза. И, мол, отсутствие реформ, дело Юлии Тимошенко и другие проблемы с демократией в этом аспекте вторичны. Насколько эти политики задают тон в Брюсселе и европейских столицах? Например, в том же Берлине?
- Такая позиция, конечно, есть, мотивации такой позиции понятны. Но мне кажется, что такая позиция немножко вводит в заблуждение и публику в Украине, и руководство Украины. Потому что решение о подписании или не подписании Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, как я уже говорил, будет приниматься всеми 28 странами Европейского союза. Даже то, что некоторые страны Восточной Европы будут более толерантны по отношению к ситуации в Украине, это никак не повлияет на позицию, скажем, Дании, Германии или Швеции.
Даже если восточные страны - Польша или Литва - будут выступать за подписание Соглашения об ассоциации с Украиной, это мало повлияет на политику большинства европейских стран, которые имеют более принципиальную позицию.
- То есть для большинства европейских стран общей позицией по отношению к Украине является принципиальный, ценностный подход?
- Да. Более того, для Украины сейчас главное – это ее имидж. Президент Янукович имеет сейчас имидж недемократического лидера, он должен поменять этот имидж, чтобы во всех европейских столицах возобладало мнение, что Украина движется в правильном, европейском направлении.
- Как результат Вильнюсского саммита отразится на президентской кампании на Украине, которая начинается непосредственно за ним?
- Я думаю, что само подписание не будет иметь для населения Украины большого интереса: для большинства украинцев значение Соглашения об ассоциации остается непонятным. Главной вопрос будет в том, насколько быстро произойдут после этого позитивные или негативные изменения в украинской политике, экономике и социальной сфере. Если Соглашение приведет к быстрому и ощутимому улучшению внутренней ситуации, то это может позитивно повлиять на имидж и рейтинг Януковича. Если все останется, как было, то я не думаю, что Соглашение об ассоциации как-то заметно скажется на исходе президентских выборов.