"Социологические данные показывают, что население Литвы надеется на улучшение отношений с Россией"
Иван Асланов
В настоящее время в Литве сложилась ситуация, характерная для всех трех постсоветских балтийских республик: по некоторым вопросам международной повестки дня настроения существенной части общества слабо учитываются на политическом уровне. Особенно это касается так называемого «восточного вектора» развития страны. Известный литовский социолог Владас ГАЙДИС
- Г-н Гайдис, социологические данные, в том числе и вашего исследовательского центра, свидетельствуют о двух тенденциях: литовцы перестали видеть в России источник угрозы, но по-прежнему полагают, что отношения между нашими странами напряженные. С чем, по-вашему, это связано?
- Думаю, что отношения действительно не являются хорошими, это можно проследить и в прессе, и в официальных заявлениях. В Литве много разговоров ведется о российской политике в области энергетики. Нас волнует строящаяся в Калининграде атомная электростанция, также много внимания уделяется ценам на российский газ – для Литвы установлены самые высокие в Европейском союзе расценки.
Что касается ощущения угрозы – вспомните 1990 год. Литва провозгласила независимость, но советская армия все еще присутствовала на ее территории. В январе 1991 был штурм телебашни, я до сих пор помню, как в воздухе чувствовалось напряжение, мы испытывали страх перед неизвестностью. Это было время безвластия, войска разъезжали по городу. Россия вывела армию только в 1993 году. С тех пор конфликты между нашими странами возникали только в области энергетики.
- Можно ли добавить, что ощущение безопасности связано еще и с тем, что Литва чувствует поддержку со стороны Евросоюза?
- Да, конечно, это очень важный фактор. Литва состоит в НАТО и в Европейском союзе, связь с Европой у нас сильна. Это, кстати, порождает некоторый парадокс. В нашей стране проводится очень мало исследований, связанных с Россией – исследований о Беларуси еще меньше. Между тем, от нашего парламента до границы с этой страной примерно 25 километров. Но психологически она кажется очень далеким, своего рода «заморским» государством, потому что там редко бывают наши граждане, и в литовских СМИ эта страна почти не представлена. Все интересы Литвы сейчас сосредоточены в Европейском союзе.
- В докладе МИД России за 2011 год отмечаются факты несоблюдения некоторых прав национальных меньшинств в странах Балтии – и в Литве в том числе. Имеет ли место, на Ваш взгляд, какая-либо дискриминация по отношению к русским?
- Я не специалист в этой сфере, но мне кажется, что такая дискриминация не имеет места. Отношения между русскими и литовцами были спокойными даже в девяностых. Население Литвы знает русский язык, смотрит русские передачи. В девяностые годы был принят «нулевой закон» и все, кто хотел, стали гражданами Литвы без каких-либо экзаменов. Конечно, определенные проблемы есть: сокращается количество русскоязычных школ – но это проявление общей тенденции, сейчас в Литве в целом школ становится меньше. Повторю, я не сталкивался с тем, чтобы русских специально и осознанно ущемляли в правах. Поэтому я не думаю, что этот вопрос может послужить источником нестабильности в отношениях с Россией.
- На недавних выборах в Сейм Литовской республики победили левые партии. Как это может отразиться на российско-литовских отношениях?
- Те партии, которые называются левыми (на самом деле, сложно сказать, какие они), уже были у власти, причем долгое время. Их электорат симпатизирует России. Это та часть общества, которая менее социально обеспечена, в нее входят преимущественно люди старшего возраста, и они смотрят зачастую с ностальгией на время Советского Союза, ожидают развития экономического сотрудничества между нашими странами – между Литвой и Россией. А люди, которые преуспевают в бизнесе, чаще смотрят на Запад.
- В мае 2012 года президент Литвы Даля Грибаускайте высказала мнение о том, что возвращение Владимира Путина на президентский пост может привести к осложнению отношений России с Литовской республикой. На Ваш взгляд, этот прогноз оправдался?
- Я не вижу заметных изменений ни к худшему, ни к лучшему. В то же время социологические данные, которыми я располагаю, показывают, что население Литвы надеется на улучшение отношений с Россией. Все, что могу сказать по этому поводу: надеюсь, избранные политики будут прислушиваться к желаниям граждан.