Речь не Посполитая: интересны ли Польше «восточные» амбиции Литвы?
Александр Носович
Для достижения амбициозных целей внешней политики на пространстве от Беларуси до Закавказья Вильнюсу остро недостает союзника. Миссионерские проекты Литвы на постсоветском востоке становятся реалистичны, если к ним подключится Польша. Проблема в том, что там сейчас популярна фраза «у Польши нет восточной политики».
Отчаянный призыв дружить с поляками, обращенный к литовским согражданам недавно прозвучал в статье бывшего посла Литвы на Украине Витаутаса Плечкайтиса. Поскольку автор письма дипломат, то дружить он, конечно, предлагает не просто так, а против России.
Статья Плечкайтиса содержит элементы того неподражаемого стиля «Русские идут!», который России должен даже льстить: вот, мол, оказывается какие мы брутальные и могучие гегемоны, вот как тяжело и громко они там начинают дышать (от страха) при одной мысли о нашей силе. Судите сами. «Империалистические цели России за века нисколько не изменились, несмотря на то, что менялось название этого государства. Россия болезненно отреагировала на то, что Балтийские страны стали членами НАТО, что границы стран НАТО продвинулись на восток на
По контрасту с этими строчками, посылы автора в сторону Польши звучат любовной серенадой. «Часть общества, настроенная против Польши, игнорирует то, что Польша является нашим союзником по НАТО и ЕС, что литовцы без виз ездят в Польшу, чтобы купить более дешевые продукты, или пересекают ее на автомобилях по дороге в Западную Европу. У нас есть не один общий экономический проект, который может нас приблизить к Западу и укрепить безопасность нашего государства. Первая помощь, предусмотренная в планах НАТО в случае нападения (!!!), должна прийти именно из Польши».
Далее по тексту Витаутас Плечкайтис обрушивается на то, что мешает установиться дружбе литовского и польского народов. На литовских консерваторов, распространяющих антипольские настроения. На Вильнюсский университет, в котором запущена полонистика. Конечно, на закон о нацменьшинствах, запрещающий полякам писать свои имена и фамилии, а также названия местностей на польском языке.
Создается впечатление, что статью написал член Избирательной акции поляков Литвы, лоббирующий права польской диаспоры. Это ошибочное впечатление: для автора важно именно политическое сближение Варшавы и Вильнюса – недаром он больше всего сокрушается негативной реакцией польских СМИ на антипольские выступления в Литве.
Цель статьи – убедить читателей в необходимости немедленно устранить все преграды, мешающие созданию полноценного крепкого союза Польши и Литвы.
Зачем Литве нужен такой союз дипломат объясняет с убийственной для литовской внешней политики честностью. «Одна Литва, без поддержки и одобрения Польши, мало что сможет сделать при решении вопросов Восточного партнерства во время председательства в Совете ЕС. Голос Литвы при решении вопросов Украины, Грузии или Молдовы будет услышан лишь в том случае, если его поддержит Польша, у которой в ЕС намного больше влиятельных друзей, нежели у Литвы». В этих строчках – прямое указание, что без поддержки Польши Литва ни на что не способна в тех направлениях внешней политики, которые она выбрала для себя приоритетными.
Неожиданнее всего это звучит применительно к «Восточному партнерству» и Украине: ведь Литва так громко заявляла, что сможет дать этому проекту «вторую жизнь» благодаря своему председательству в ЕС. А Украине обещала, что будет отстаивать ее интересы и выступать ее представителем в коридорах Брюсселя. Теперь получается, что без Польши она не может ни того, ни другого.
На вопрос, нужны ли самой Варшаве навязчивые идеи Вильнюса, вроде борьбы с российским влиянием в странах СНГ и поддержка европейского пути Украины, у г-на Плечкайтиса есть готовый и бескомпромиссный ответ: «Для Польши политика Восточного партнерства ЕС важнее, чем для Литвы». Вот только совсем не очевидно, что, глядя из Польши, этот вопрос выглядит столь же однозначным. «Восточная политика» для Варшавы сейчас совсем не так актуальна, как для Вильнюса. И в этом проблема дипломатии Литвы.