Посол РФ в Латвии: «Время упущенных возможностей должно пройти»
Владимир Балобаев
Несмотря на сохраняющиеся проблемы в отношениях между Россией и Латвией, интенсивно развивается двустороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество. За последние пять лет утроился товарооборот между двумя странами, а, к примеру, количество латвийских студентов, обучающихся в БФУ им. И.Канта, удвоилось с момента открытия его представительства в Риге в 2005 г. О возможных перспективах и упущенных возможностях в отношениях России и Латвии в эксклюзивном интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказал Посол РФ в Латвии Александр ВЕШНЯКОВ:
- Александр Альбертович, Вы вступили в должность 12 февраля 2008 года, прошло уже пять лет. Что удалось сделать за истекшие годы?
- Мы все это время серьёзно развивали договорно-правовую базу нашего сотрудничества, чему во многом способствовал официальный визит президента Латвии В.Затлерса в Москву в декабре 2010 г., когда был подписан целый ряд соглашений. На сегодняшний день могу сказать, что все они вступили в силу, все работают. Именно эта договорно-правовая база и те соглашения, которые были подписаны ранее, в особенности договор о границе, который расставил точки по всем принципиальным вопросам, способствовали тому, что у нас довольно активно развивается экономическое сотрудничество. Цифры говорят сами за себя: в 2007 году товарооборот между двумя нашими странами был зафиксирован на уровне 3,1 млрд. долларов, а через пять лет, в 2012 году, он вырос до 9,6 млрд. По прогнозу на этот год прирост составит около 20%, т.е. явно будет больше 10 млрд.
Увеличение товарооборота за пять лет в три раза - это значительно, тем более, если иметь в виду, что эти годы были непростыми для экономического сотрудничества и вообще для экономик наших стран. С учетом кризиса в 2008-2009 гг. спад товарооборота как с Латвией, так и с другими странами ЕС доходил до 40%.
В 2013 году сохраняются положительные тенденции, и для этого есть несколько причин наряду с теми заделами, о которых я сказал ранее: заработало соглашение об избежании двойного налогообложения, что крайне важно для бизнеса. В этом году, как вы знаете, Россия стала полноправным участником ВТО, что тоже дало определенный эффект. Кроме этого, у нас очень неплохо развивается сотрудничество в сфере туризма, и здесь, чтобы не утомлять общими цифрами, я приведу наглядные примеры. Если в 2005-2006 гг. в этой сфере была потребность, которую удовлетворяли два авиарейса Рига-Москва, то на сегодняшний день в летний период не хватает и семи рейсов на этом направлении. Как правило, на летний период в дополнение к регулярному вводится ещё дополнительный поезд.
И сегодня по числу пассажиров на рейсах с Москвой Рига вышла на первое место, а ещё в прошлом году на первом месте был Лондон.
Кроме того, довольно эффективно работает латвийский закон о приобретении недвижимости: если вкладываешь солидные средства в недвижимость, то получаешь право на вид на жительство. Этот закон работает в Латвийской Республике четвёртый год и, видимо, к концу года общий объём инвестиций, который пройдёт по этой норме, будет приближаться к миллиарду долларов. Причём это деньги, которые не надо возвращать, в отличие от кредитов, которые Латвия набрала, чтобы выйти из кризиса. Среди тех, кто воспользовался этой нормой закона, не только россияне (хотя больше 90% - граждане РФ), но и граждане Казахстана, Украины и Белоруссии. В последнее время этот закон набирает популярность, в том числе и у китайцев.
У нас неплохо развивается культурное сотрудничество, несмотря на то, что в Латвии довольно часто меняются министры, особенно министры культуры. Каждый министр культуры, с которым я работал, независимо от той партии, которую он представлял, как правило, продолжал линию сотрудничества (очередной министр культуры Жанета Яунземе-Гренде (ВЛ-ОС/ДННЛ) была отправлена в отставку 16 сентября этого года – прим. RuBaltic.Ru). В этой области есть неплохая база в виде соглашения, подписанного между министерствами культуры двух стран, на основе которого каждые три года разрабатывается, принимается и реализуется программа сотрудничества между этими министерствами. Такая программа была подписана и в этом году.
Если говорить о проблемах, а они остаются, то нам пока не удалось решить вопросы трактовки истории, прежде всего Второй мировой войны. Однако и здесь наметился способ снятия этих противоречий, нахождения соответствующих адекватных ответов на те страницы истории, которые по-разному трактуются, а иногда даже серьёзно искажаются. Это создание по решению президентов двух стран комиссии историков. Комиссия работает. В этом году она будет обсуждать очень актуальные темы - истории Первой и Второй мировых войн.
Т.е. запретных тем нет, последняя комиссия историков показала, что начинает проявляться прагматизм и академический подход к этой острой проблеме. Нам бы хотелось, чтобы этот настрой сохранился.
Да, споры неизбежны, но в спорах, опираясь на факты, можно найти адекватные оценки и ответы.
Кроме того, в области прав человека до сих пор остаётся проблема неграждан.
Здесь мы занимаем позицию, полностью солидарную с международными организациями, которые работают в области прав человека.
Этот институт создает массу проблем для самой Латвии, разъединяет латвийское общество, а разъединенное общество не имеет будущего для серьёзного развития. И возникает масса вопросов: если это вводилось как временный институт, то не пришло ли время его отменить или дать негражданам право на участие в выборах в местное самоуправление? Также надо уважительно относиться к людям старшего поколения, делая послабления на экзаменах по языку, истории. В Латвии есть районы, где властям необходимо общаться с населением на русском, так как иначе вообще возникает вопрос о понимании их населением. Но законодательно закрепить русский язык Латвия категорически не хочет. За пятилетний период нам удалось сделать некоторые шаги по решению несправедливостей в отношении неграждан. Неграждане с самого начала пришли ко мне и сказали: «Как же так получается? Историческая Родина наша - Россия, правопреемник бывшего СССР. Мы, например, как неграждане, имеем возможность перемещаться по всей Европе, а в Россию нам нужна виза. Вы что, специально выталкиваете нас из своего пространства и поступаете с нами несправедливо?» Тогда, в июне 2008 года, был принят указ Президента, который разрешил безвизовое посещение негражданами Латвии и Эстонии РФ.
Но это вынужденная мера. Мы сторонники того, чтобы решать эту проблему для всех проживающих в Латвии.
И вы знаете о нашей инициативе по введению безвизового режима краткосрочных взаимных поездок граждан ЕС и России.
- Некоторые эксперты полагают, что визит Валдиса Затлерса в Москву в 2010 году не привел к качественному улучшению отношений между странами, и сейчас в СМИ мы видим очередной всплеск антироссийской риторики. Как Вы думаете, почему это происходит?
- Визит президента В.Затлерса был положительным с точки зрения подготовки к нему, содержания и восприятия его обществом, в том числе и латвийским. Большая часть населения Латвии очень высоко его оценила.
Но тот потенциал, который заложил визит, далеко не весь использован, что-то даже испорчено, хотя до сих пор этот визит является примером того, к чему нужно возвращаться, как надо сотрудничать на высшем уровне, уважительно строя прагматичную политику взаимоотношений. И этот визит показал реальность и достижимость этого.
Если говорить о всплесках, то последние годы - это годы необычных латвийских политических событий. Впервые в истории Латвии состоялся роспуск Сейма, что накалило атмосферу. Многие латвийские политики в предвыборных кампаниях выступали с лозунгами «Латыши сплачивайтесь! Угроза со стороны России!». Это даёт определенный эффект. На каких-то этапах это действовало вообще безупречно, и в результате за те двадцать с лишним лет, как существует независимая Латвия, ни разу ещё русскоязычные объединения не были допущены в правительственную коалицию. В последний раз, например, «Центр Согласия» получил самое большое количество мест в парламенте (31 из 100), но к власти допущен не был. В то же время, если посмотреть на последние выборы в местное самоуправление, в Рижскую думу, то многие делали прогноз, что образование «Центром Согласия» в 2009г. коалиции с «Первой партией» и первое в истории Латвии избрание русского мэра определялось кризисным временем и через год коалиция «сгорит» и покажет, что они абсолютно не готовы к власти.
Но за четыре года они, во-первых, и кризис пережили, а, во-вторых, доказали, что работать могут намного эффективнее, намного человечнее, намного понятнее. Это они подтвердили на выборах в июне 2013 года.
Да, они пошли в другой конфигурации, но практически с той же «Первой партией», которая преобразовалась. Возглавляет её теперь вице-мэр господин Андрис Америкс. Было совершенно понятно, что это объединение будет лидировать на выборах, но вся интрига заключалась в том, смогут ли они сохранить власть в столице. Было понятно, что если они наберут меньше 50%, то остальные партии не допустят их до власти с их 49,9%, но результат был очень убедительный – 58%.
Это показатель того, что не только русскоязычные жители Риги, но и латыши оценили, что такая власть нужна сегодня Латвии.
Хотя тоже была попытка раскручивать этническое противостояние, показать, что это страшно, что это русские, русский мэр. Но лозунг «Не отдадим Ригу русским» оказался недейственным, он разбился о прагматизм. Через год будут выборы в парламент страны, опять схватка, определенный накал страстей. Но мне очень хотелось бы, чтобы подобные лозунги не стали главными лозунгами выборов.
Были и другие события, которые обострили данную риторику, такие как референдум по русскому языку.
Референдум, который никто извне не привносил в Латвийскую Республику, который возник как ответ на неадекватные действия некоторых латвийский партий, предлагавших ввести запрет на изучение русского языка в государственных латвийских школах.
Это еще и ответная мера на то, что, набрав большинство, «Центр Согласия» не был взят в правящую коалицию практически по надуманным причинам национального толка. И это всё сработало на жёсткое противостояние.
- Радикалы из нацобъединения Латвии не раз обвиняли Вас в фальсификации истории, в отрицании так называемой «советской оккупации», депутат Сейма Домбрава даже предлагал Вам вступить с ним в публичные дебаты. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс, еще больший оригинал, вообще возложил вину за события в Сирии на Россию. Есть ли у вас рациональное объяснение: зачем власти Латвии раз за разом делают эти странные, подчас резкие, а подчас откровенно комичные заявления, нисколько не улучшающие двусторонние отношения?
- Ну, с Вашей точки зрения, они, наверное, заслуживают подобной оценки, а в их понимании благодаря этому они работают на своего избирателя, который, наверное, и такой есть. Но я надеюсь, что избирателей, которые будут «ловиться» на эту удочку, будет всё меньше и меньше. Пример июньских выборов в Риге это показал.
Я был о том же Пабриксе более высокого мнения, но сегодня, к сожалению, он один из тех, кто представляет русофобские настроения в правительстве Латвии.
Поэтому, например, в результате его высказывания в интервью одной из американских газет, где он сказал: «Я по-прежнему считаю Россию врагом, которому доверять нельзя», мы даже были вынуждены направить специальную ноту в МИД Латвии с вопросом, совпадает ли эта точка зрения с мнением правительства Латвии. И получили невнятные объяснения, что журналисты не так поняли, не то имелось в виду.
- В июне вы отвечали на вопросы читателей портала IMHOclub.lv, меня удивил один вопрос, он звучал так: «Хотелось бы ездить в Калининградскую область (хотя бы!) без виз. Может сделать для граждан Прибалтики приятное исключение?». Это единичное мнение или в Латвии действительно с интересом смотрят на Калининград?
- Я думаю, речь шла вообще о хотя бы приграничном посещении без виз, и, кстати, у нас тоже здесь есть продвижение – в этом году начало действовать соглашение об упрощенном пересечении границы для жителей приграничной территории. Видимо, Калининград, учитывая его специфику, поэтому и был назван.
Так, как ставят вопрос читатели сайта, конечно, не получится. Это можно решить только уже в рамках ЕС, в рамках российских инициатив о краткосрочном безвизовом пребывании россиян в ЕС.
Я верю, что переговорный процесс не остановится. Мы надеялись завершить его к зимней Олимпиаде 2014 года, но, видимо, в эти сроки уже вряд ли удастся уложиться. Однако я верю, что вопрос будет решен в обозримом будущем, возможно через год или два.
- В продолжение темы: почему, на Ваш взгляд, большинство латвийских студентов для обучения в России выбирают именно БФУ им.Канта, только ли географический фактор играет здесь роль?
- Фактор географической близости, несомненно, действует. К тому же руководством университета было принято правильное решение об открытии своего представительства в Латвии. Кстати, это единственное высшее учебное заведение, которое имеет представительство в Риге, и если посмотреть на статистику, то с тех пор, как оно открылось в 2008 г., количество студентов увеличилось в два раза. Если раньше в БФУ поступали 15-17 студентов в год, то в этом году поступило 34. Кроме этого работает положительная слава, которая распространяется между молодыми людьми, теми, кто уже закончил вуз. Мой разговор со студентами БФУ в сентябре показал, что те, кто проучился здесь 4-5 лет, очень оптимистично настроены. Они здесь уважаемы, они студенты БФУ. Они создают хорошую атмосферу вокруг себя, хорошо вживаются в интернациональный мир этого университета.
- В одном из интервью Вы, описывая политическую ситуацию в Латвии, особо указали на проблему неграждан, охарактеризовав ее так: «Пар в котле накапливается и поджимает крышку». Судя по тому, что неграждане недавно отправили петицию президенту США Бараку Обаме, в котле кипит «разум возмущенный». Результат, как известно, нулевой. Не обращаются ли неграждане с аналогичной просьбой добиться отмены массового негражданства и к российскому руководству?
- Вопрос неграждан постоянно поднимается нашими соотечественниками. Они понимают, что мы здесь не бездействуем. Мы ставим этот вопрос и в повестке дня наших двусторонних отношений – в октябре запланированы консультации на уровне первых заместителей министров иностранных дел.
И кроме этого, мы активно пытаемся найти пути решения в рамках международных организаций, показываем в данном случае все минусы института неграждан, показываем его ущербность для страны и, конечно, мы понимаем, что эту проблему может решить не кто-то извне, а только Латвия.
- Ситуация в Латвии, видимо, может измениться лишь в том случае, если более взвешенный «Центр согласия» попадет в правительство? Однако его отдельные представители, тот же Кабанов, например, говорят, что национальные элиты никогда не допустят этого…
- До какого-то времени так говорили и про город Ригу, но видите - уже пятый год ситуация там другая, и июньские выборы показали, что это не случайность, а тенденция. Если такая политика, проводимая «Центром согласия», покажет свою состоятельность, тогда большинство латвийцев поймёт, что конфронтация не нужна, она мешает и надо переходить к реальной интеграции.
- Недавно профессор Межевич из СПбГУ презентовал в БФУ им. И.Канта аналитический доклад по Прибалтике, в котором открыто написал: Литва, Латвия и Эстония из-за антироссийских действий русофобских элит теряют до 10-15 миллиардов евро ежегодно. Для прибалтийских бюджетов это огромные деньги. Как Вы думаете, в той же Латвии когда-нибудь поймут, что с большим соседом лучше жить по принципу «make business, not war»?
- То, что они теряют – это точно. Я не считал и не могу утверждать, сколько это миллиардов, но приведу один пример: если бы были другие отношения между нашими странами, то точно была бы возможность для сотрудничества в мощном экономическом проекте «Северный поток». Он пошел бы не по дну Балтийского моря, а через Прибалтику и Калининградскую область, и был бы намного дешевле и принёс миллионы долларов Латвии. А если бы потом задумались об использовании не только той газовой инфраструктуры, что есть, из газохранилища которой 2,5 млрд. кубов активного газа используется для нужд Латвии, Литвы и Эстонии… Ведь есть ещё место в Латвии, где можно сделать газохранилище, которое было бы в два раза больше. Конечно, для масштаба Латвии это не нужно, но если бы это вписалось в проект энергообеспечения ЕС, то Латвия могла бы на этом зарабатывать сотни миллионов евро. Надо теперь говорить евро, потому что с 1 января Латвия будет в зоне евро.
С моей точки зрения, время упущенных возможностей должно пройти.
Кризис 2008-2009 гг. помог во многом пересмотреть наше экономическое сотрудничество, показав Латвии, что надо ориентироваться не только на Запад, но и на Восток, с его огромным рынком, а Восток – это не только Россия, но и Китай, и Япония, и Казахстан, которые без транзита через Россию товары в Латвию не доставят.
Поэтому какие-то идеологические расхождения, которые были характерны для XX века, не должны быть присущи веку XXI.