Де Лазари: восточная политика не является для Польши приоритетом
Александр Носович
В Польше проходит трехсторонняя Парламентская Ассамблея с участием спикеров законодательных органов Польши, Литвы и Украины. В повестке дня Ассамблеи председательство Литвы в ЕС во второй половине 2013 года, отношения ЕС с Украиной и польско-литовские отношения. Своим мнением о польской дипломатии на постсоветском пространстве, текущим состоянии инициированной Польшей программы ЕС «Восточное партнерство» и «перезагрузке» польско-литовских отношений с RuBALTIC.ru поделился известный польский политолог, заведующий кафедрой Центральной и Восточной Европы Института международных исследований Лодзинского университета Анджей ДЕ ЛАЗАРИ
- «Восточная политика» у Польши, конечно, существует, но восточное направление не является для Польши приоритетным. Нынешний министр иностранных дел Радослав Сикорский пытается как-то развивать это направление, но ему это трудно делать, потому что эти действия осложняет не только внешняя, но и внутриполитическая конъюнктура, противоречия среди польских политиков.
Одно время Польша была очень заинтересована в усилении своего присутствия на постсоветском пространстве. Тогда она выдвинула в ЕС инициативу «Восточное партнерство».
Но факт в том, что это «Восточное партнерство» не работает. Это очень досадно, но, к сожалению, это так. Сейчас этот проект пытается перехватить Литва, и литовские должностные лица предлагают развивать его совместно. Но проблема в том, что у Польши с Литвой масса противоречий.
В первую очередь, это связано с поляками, живущими в Литве, с их притеснением по языковому признаку. Думаю, что министр иностранных дел у нас достаточно разумный, он сможет наладить контакт с литовцами. Главное, что они сами этого хотят.
Реакция на попытки новой литовской коалиции, нового правительства наладить отношения с поляками в Польше у меня, конечно, положительная, другое дело, что этим попыткам не всегда доверяют. Вот недавно президент Литвы Даля Грибаускайте в очередной раз высказалась за защиту в Литве государственного литовского языка. Понятно, что литовские политики хотят, чтобы государственный язык в Литве был основой. Но в Польше это сложно понять, и этот элемент «защиты своих» неизбежно появляется в политике.
Когда затевалось «Восточное партнерство», для Польши в нем важнее всего была политическая составляющая. Стремление Польши привлечь в Евросоюз бывшие советские республики существует до сих пор. Правда, в связи с кризисом в Европе вряд ли что-то с этим получится.
Кроме того, в бывших странах Советского Союза попросту право не работает, и для их европейской интеграции это главное. О каком вступлении Украины в Евросоюз может идти речь, если в Украине не работает закон и коррупция там больше даже, чем в России?