Политика Политика

«Польша продолжит поддержку украинских правых экстремистов»

Новое правительство Польши начало свою работу с резонансного заявления премьер-министра Эвы Копач о том, что Польша «выходит из украинского конфликта». Однако подобное заявление может оказаться лишь предвыборной риторикой при том, что Варшава продолжит поддержку украинских праворадикалов, считает директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш ПИСКОРСКИ:

- Г-н Пискорски, премьер-министр Польши Эва Копач заявила о том, что её страна «сосредоточится на собственной безопасности и не будет вмешиваться в конфликт на востоке Украины». Как Вы расцениваете слова премьера?

- С момента ухода бывшего министра иностранных дел Радослава Сикорского из состава правительства, влияние тех внешних сил, которые стремились к тому, чтобы Польша являлась форпостом конфликта между ЕС и Россией, стало более ограниченным, чем раньше. И снижение этого влияния находит своё отражение в риторике нового главы МИД Польши Гжегожа Схетыны и, как мы видим, Эвы Копач тоже. Они пытаются быть более сдержанными, чем их предшественники. Однако неизвестно, как долго это будет длиться.

Можно только предположить, что сдержанность, проявленная в украинском вопросе – временная, поскольку новое правительство учитывает фактор выборов.

Дело в том, что польское общество негативно относится к конфликту на востоке Украины. В 2015 году в Польше состоятся президентские и парламентские выборы и, чтобы выглядеть положительно в глазах избирателя, военная риторика высокопоставленных лиц сейчас будет умеренной.

- В чём тогда заключается этот «выход Польши из украинского конфликта», если антироссийская риторика со стороны польских властей не собирается утихать?

- Я думаю, что этот «выход» заключается исключительно в новой риторике. Не будет лишь таких жёстких заявлений в отношении России как раньше. Что касается влияния США, то, разумеется, оно будет усиливаться независимо от решения польского правительства. Ведь США сейчас контролируют всю Центральную Европу. Никто не будет спрашивать местное население Польши, Латвии, Литвы или Эстонии о том, насколько оно желает этого американского присутствия. Вот мы уже слышим о том, что планируется строительство аэродромов, где будут располагаться воздушные силы НАТО и США. Также говорится о возможном пребывании 600 солдат, которых США отправят на территорию прибалтийских стран.

- Сегодня в США и в странах ЕС обычно под «укреплением безопасности» понимается защита от «российского агрессора». Журналист и политолог Дмитрий Бабич считает, что Польша и прибалтийские государства разыгрывают российскую карту перед Западом, чтобы бесплатно получать оружие. Согласны ли Вы с таким мнением?

-Я не совсем согласен насчёт «бесплатного получения оружия». Американское лобби уже более двух лет продвигает в Польше свои многомиллиардные контракты на покупку оружия у США. Они хотят, чтобы польское Министерство обороны сделало дорогостоящий госзаказ. Поэтому ничего бесплатно США не предоставляет. Есть там определённое лобби, которое будет очень сильно давить на руководство всех государств Балтийского региона, в том числе и на Польшу, чтобы просто получить эти заказы.

На днях стало известно о том, что Латвия собирается строить собственную систему противовоздушной обороны стоимостью 140 миллионов евро. Таким образом, мы наблюдаем результат действий американского военно-промышленного комплекса и лобби, которое за ним стоит. И подобных госзаказов будет ещё много.

Стоит также напомнить о том, что во время всех встреч польского правительства с представителями различных ведомств США, говорилось именно об интересах американского военно-промышленного комплекса, которые совершенно не совпадают с национальными интересами стран Центральной Европы. Иными словами, обсуждалось продвижение бизнеса США, не предусматривающего каких-либо бесплатных услуг.

- Премьер-министр негативно отзывалась о возможных поставках оружия Украине, заявив, что Польша не должна становиться «активным участником гонки этого вооруженного конфликта». А, если серьёзно, дело в экономических потерях, которые понесла Польша как страна-разжигатель «санкционной войны»?

- Безусловно. Внешний товарооборот Польши с Украиной уменьшился уже где-то на 15%. Практически все бывшие украинские бизнес-партнёры польских фирм сейчас являются банкротами. Я уже не говорю о товарообороте с Россией. В результате военной риторики польского руководства пострадали те предприниматели, которые занимались развитием экспортного сотрудничества с Россией.

Если посмотреть на структуру экспорта Польши, прибалтийских государств, а также других стран Центральной Европы, то мы видим, что Россия экспортирует в эти страны то, от чего они просто не могут отказаться – газ и нефть. Те, в свою очередь, экспортируют в Россию сельскохозяйственную продукцию, в области производства которой, они несколько лучше. Поэтому экспорт в Россию востребован и является значимым для экономики этих стран. Польские граждане уже ощущают результат «санкционной войны», объявленной России. А поскольку общественное настроение в связи с приближающимися выборами имеет огромное значение, то целесообразно полагать, что причина смены риторики польских властей заключается также и в экономических потерях.

- Получается, что «прагматический подход» Польши к украинскому конфликту будет осуществляться по принципу «в пекло не полезем, тратиться не будем, а вот поддержать восточного соседа на словах всегда готовы»?

- Можно сказать и так. Польша будет действовать в рамках новой риторики, стараясь воздержаться от какого-либо участия в конфликте на востоке Украины, поскольку польские граждане уже не воспринимают агрессивную военную политику. Прямое вмешательство Польши в украинский конфликт для них является неприемлемым. Однако, как показывает практика, существуют иные способы вмешательства, которыми активно пользуются польские политики. Поэтому, собственно, никаких качественных изменений относительно участия польского государства в украинском конфликте не произошло и не произойдёт. Это участие подчиняется, и ещё долго будет подчиняться «заукраинской империи».

- Как будет проявляться эта новая риторика относительно России? И до каких пор?

- Новая риторика, на мой взгляд, будет проявляться в том, что в течение ближайшего года Польше придётся решать серьёзные экономические проблемы, связанные как раз с польско-российскими отношениями. Конечно, в первую очередь, их необходимо будет решить на уровне ЕС-Россия. И, если эти проблемы будут решены, то Польша получит карт-бланш на то, чтобы снова вернуться к своей военной риторике, но это, наверное, уже будет после польских выборов.

- Укрепление безопасности, по словам Копач, будет реализовываться путём увеличения количества американских солдат в Польше. Но ведь США занимается военным обеспечением стран, как Вы сказали, не по доброте душевной. Откуда тогда польское государство будет черпать огромные средства на укрепление вооруженных сил, если за последнее время оно потерпело столь сильные экономические потрясения?

- Польша планирует ежегодно тратить 2% ВВП на программу модернизации вооруженных сил. Это тоже результат давления, с одной стороны – НАТО и Вашингтона, с другой – многолетнего нагнетания военной атмосферы.

- Каким образом изменение внешнеполитического курса Польши отразится на её отношениях с Украиной?

- Украинские власти, как и польские, не являются самостоятельными игроками. Они всего лишь исполнители геополитических планов США. Если у последних возникнет желание поссорить своих «союзников», тогда между Украиной и Польшей действительно может появиться конфликт. Но пока США такую задачу не поставили. Так что на отношениях это не отразится.

К тому же, буквально несколько дней назад в Польше возник очередной скандал, связанный с тем, что один из фондов, зарегистрированных на польской территории, незаконно собирает средства на поставку различного рода товаров для поддержания украинских вооружённых сил, а точнее – праворадикальных националистических батальонов, действующих на Украине.

Поэтому Польша, скорей всего, будет и дальше осуществлять поддержку украинских экстремистов, поскольку она является одним из основных коридоров, через которые осуществляется военная помощь Киеву.

Если говорить о глобальных задачах США, то создаётся впечатление, что её геополитические действия заключаются не в том, чтобы предотвратить вооружённый конфликт на Юго-Востоке Украины, а в том, чтобы он длился многие годы, оставаясь причиной экономической конфронтации между Россией и ЕС.