Политика Политика

Политолог: с Тимошенко и ассоциацией все решится в сентябре-октябре

Представители миссии Европарламента 29 июля прибыли с трехдневным визитом на Украину, где встретились с президентом страны Виктором Януковичем, а также посетили экс-премьера Украины Юлию Тимошенко, отбывающую тюремный срок в Харькове. Координатор миссии, советник председателя Европарламента Арнольдас Пранцкявичюс заявил, что проблема Юлии Тимошенко близка к решению. Известный украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир ФЕСЕНКО считает, что окончательное решение о судьбе Тимошенко будет принято в течение сентября. А в конце сентября - начале октябре, по мнению Фесенко, Евросоюз примет окончательное решение относительно подписания с Украиной в Вильнюсе Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли:

- Владимир Вячеславович, координатор миссии посланников Европарламента на Украине, советник председателя Европарламента Арнольдас Пранцкявичюс заявил

, что вопрос Тимошенко движется к решению и заинтересованные стороны близки к соглашению по этой проблеме. Вы с этим согласны?

- Соглашение по проблеме Тимошенко сейчас наиболее возможно в виде решения о переводе ее на лечение в Германию. Переговоры об этом сейчас активно ведутся, что подтверждается заявлениями представителей Европарламента, рядом украинских официальных лиц. Это уже не предложение европейской стороны, а центральная тема переговорного процесса. И я бы сказал, что шансы на реализацию такого сценария существуют, они достаточно большие, но не абсолютные.

Скорее всего, вопрос будет решен не сейчас, не в ближайшие недели, а в течение сентября.

Причем возможно как положительное решение по этому вопросу, так и сохранение статус-кво.

- Кому сейчас выгодно сохранение Тимошенко под стражей, а кому ее освобождение или перевод в немецкую клинику?

- Здесь дело не в личных отношениях. Сейчас в окружении президента Януковича по некоторым косвенным признакам нет единства в этом вопросе. Есть разные позиции, разные точки зрения. Это даже не личные интересы, а скорее их представления о том, что лучше для Януковича, что лучше для нынешней власти.

Есть условная «партия тюрьмы» - так можно назвать группу людей, которая считает, что Тимошенко должна остаться в заключении и чем больше, тем лучше.

По всей видимости, эти люди выступают за то, чтобы довести до приговора ряд других судебных дел против Тимошенко, за то, чтобы увеличить ей тюремный срок. Но есть и другая группа людей в окружении Януковича, которая считает, что сейчас нельзя ссориться с Западом, не стоит срывать подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом только для того, чтобы Тимошенко осталась в тюрьме.

Они отдают преимущество подписанию нового соглашения с Евросоюзом и сохранению лояльного отношения Запада к украинскому руководству.

В этом сущность разногласий в украинской власти.

Разумеется, в освобождении заинтересованы ее соратники, хотя целый ряд оппозиционных лидеров вряд ли будет в восторге, если у Тимошенко появится возможность участвовать в президентских выборах: им лишний конкурент ни к чему.

Поэтому на сегодняшний день противоречия относительно освобождения Тимошенко (хотя бы частичного освобождения в виде отправки на лечение за рубеж) существуют как внутри власти, так и внутри оппозиции. Просто внутри оппозиции об этом не говорят публично, скорее думают об этом, но вслух не произносят.

- Насколько для Запада принципиален вопрос Тимошенко? Если ее не освободят или не выпустят для лечения за границу, состоится ли, на Ваш взгляд, подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС в Вильнюсе?

-

Нет простого ответа на этот вопрос. Дело в том, что часть европейских политиков, особенно из тех стран Евросоюза, которые условно называются «новой Европой» - страны Восточной Европы, соседи Украины, страны восточного пограничья Евросоюза, эти страны заинтересованы в подписании Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. Они отстаивают ту точку зрения, что Соглашение надо подписывать, даже если Тимошенко будет и дальше в тюрьме.

В так называемой «старой Европе» более сложное отношение к подписанию Соглашения с Украиной: там немало политиков, которые считают, что Соглашение можно будет подписать только тогда, когда Украина выполнит большую часть поставленных перед ней условий. Это так называемый «список Фюле»: реформирование избирательного законодательства, проведение целого ряда реформ, как в политической, так и в судебно-правовой сфере. И, естественно, одно из главных условий – это освобождение Тимошенко в той или иной форме.

Например, для канцлера ФРГ Ангелы Меркель этот вопрос, как мне кажется, имеет чисто эмоциональное значение. Возможно, именно от Германии будет зависеть окончательное решение вопроса о новом договоре ЕС с Украиной в Вильнюсе.

Я бы сказал так: если Тимошенко будет освобождена хотя бы в форме отправки на лечение в Германию, то шансы на подписание нового Вильнюсского Соглашения существенно увеличатся. Если Тимошенко останется в тюрьме, то шансы на подписание нового Соглашения между ЕС и Украиной существенно уменьшатся.

К тому же, вето на подписание этого Соглашения может наложить любая из стран Европейского союза.

- Какой сейчас дедлайн у Украины?

- С дедлайном ситуация очень хитрая. Весной европейские политики говорили, что дедлайн – это конец мая. Сейчас сроки перенесли. Украина еще не полностью выполнила свою обязательную программу, далеко не все законопроекты приняли.

Скорее всего, с высокой вероятностью, не все элементы «домашнего задания», данного Украине Евросоюзом, будут выполнены.

Например, есть так называемый «антидискриминационный законопроект», где речь идет в частности о введении законодательно равных прав для представителей различных меньшинств, в том числе сексуальных меньшинств. Почти наверняка этот законопроект не будет проголосован, потому что его не поддержат даже представители проевропейской украинской оппозиции.

Ну и целый ряд других вопросов может стать препятствием к подписанию Соглашения об ассоциации. Поэтому на сегодняшний день дедлайн сдвинут.

Я думаю, что окончательное решение Евросоюз будет принимать в конце сентября – начале октября. Во всяком случае, не позже чем за месяц до Вильнюсского саммита.