Политолог: отсутствие «красных линий» у Репше вызывает беспокойство элит
Александр Носович
По итогам свежего опроса «Latvijas fakti» Центр согласия остается самой популярной политической силой Латвии (24,3% поддержки опрошенных). Кроме того, в сентябре в парламент страны прошло бы еще три партии: «Единство» с 14,4% голосов, Союз «зеленых» и крестьян – 9,4%, ВЛ-ОС/ДННЛ – 6,5%. При этом наиболее многочисленную группу избирателей составили граждане страны, не определившиеся, за кого отдать свой голос, или вовсе не планирующие участвовать в выборах – таковыми оказалась почти половина опрошенных (41,5%). Латвийский политолог, профессор Латвийского университета Юрис РОЗЕНВАЛДС считает подобный уровень политического участия и элитарность партий одной из главных проблем нынешнего госуправления Латвии, а также прогнозирует важную роль в предстоящей парламентской избирательной кампании еще одной политической силе – партии Репше:
- Одна из главных проблем нынешнего госуправления Латвии – в раздробленной, фрагментированной парламентской системе, потому что у нас очень маленькие и элитарные партии, а уровень политического участия довольно низок. Сейчас, я бы хотел сказать, этот процесс несколько приостановлен хотя бы тем, что теперь можно баллотироваться только в одном избирательном округе. Это уже приводит к тому, что один лидер («паровоз») погоду сделать не может: ему необходимы списки в регионах.
С одной стороны, у избирателей это вызывает недоумение. Допустим, избиратель говорит: я хочу проголосовать за бывшего госконтролера Судрабу. Однако Ингуна Судраба по новому закону может выдвигаться только в одном округе, и только там за нее можно проголосовать.
На мой взгляд, это одна из причин, по которой она не идет пока на выборы.
В общем партии вынуждены искать местных лидеров в округах. И в этом смысле процесс фрагментации несколько приостановлен.
С другой стороны, конечно, у нас внутринациональный спорт – на каждые выборы придумывать новые партии. Вот сейчас опять будет партия бывшего премьер-министра и основателя «Нового времени» Репше, опирающаяся в основном на предпринимателей.
Появление партии Репше вызывает сейчас довольно серьезное беспокойство у политической элиты, потому что Репше как-то заявил, что он не проводит «красные линии», он готов сотрудничать со всеми патриотами Латвии. Это чревато, потому что в таком случае единый фронт латышских партий против «Центра Согласия» может быть прорван, и Репше может получить в свои руки «золотую акцию».
В остальном группы влияния в латвийской политике сейчас трудно структурировать. Явно сохраняется влияние Лембергса: он сам язвительно говорил, что остался последним олигархом. Влияние Лембергса на «зеленых» и крестьян остается достаточно серьезным, равно как и его поддержка в Вентспилсе. Шкеле и Шлесерс пока остаются в тени. О каких-то других ярко выраженных финансовых группах влияния мне сказать трудно. Это, пожалуй, результат очень противоречивых действий президента Затлерса два года назад: прежних классических олигархов в латвийской политике сейчас нет.
Очень серьезная сила сейчас - русская община. С ней вынуждены считаться латышские партии.
Меня, к моему большому удивлению, несколько недель назад пригласили в «Latvijas Avize» - это такая национально-консервативная газета - и их редактор меня расспрашивал надо ли Центру Согласия быть в правительстве. Поэтому фактор голосования русскоязычных сейчас воспринимается очень серьезно.
Хотя Центр согласия формальный победитель последних выборов, на данный момент он фактически блокирован, шансов попасть в правительство при данном раскладе у него практически нет. Конечно, на уровне официальной идеологии латышские партии это связывают с позицией Центра Согласия по референдуму. Однако эта позиция несколько отдает шизофренией – Ушаков говорил, что, по его мнению, в Латвии должен быть один государственный язык, но он пойдет голосовать за второй, чтобы быть со своим электоратом.