Политика Политика

Под копирку: Латвия перенимает литовскую модель председательства в ЕС

Латвия будет председательствовать в ЕС лишь через полтора года, но контуры приоритетов будущей руководительницы Европы вырисовываются уже сейчас. Брюссель заинтересован в том, чтобы Рига продолжила дело Вильнюса. В Латвии с этим согласны, что и не удивительно – у руководства страны желание угодить еврочиновникам давно заменило национальный интерес.

Политика Брюсселя в отношении новых членов ЕС предельно прагматична: каждый член европейской семьи должен регулярными жертвами оправдывать свою принадлежность к этому сообществу. Кто чем может и как может. В странах Балтии со вступлением в ЕС этот политический стиль всецело приняли и следуют ему безукоризненно до сих пор: то контингент в горячую точку отправят, то «болеющий» евро введут, то колкость в адрес соседа отпустят, когда Брюсселю "пачкаться" самому «неудобно». Работа находится всегда.

Председательство в Совете ЕС событие для этих стран по большому счету примерно из того же разряда: местные элиты во время руководящего полугодия стараются всеми силами доказать, что они максимально лояльны, могут выполнить любую задачу, а потому достойны стать элитами общеевропейскими. Национальные же проблемы в такой системе координат, конечно, часто отходят на второй план.

Так, судя по специфике председательства Литвы в ЕС, для Вильнюса – это возможность доказать, что там думают о безопасности ЕС чуть ли не больше, чем в Брюсселе. Большая часть приоритетов данного председательства базируется именно на идее защиты священной европейской земли даже от тени башен Кремля: энергетические вопросы здесь превращаются в план по укреплению энергонезависимости от России, военные вопросы - в защиту от восточной «антидемократии», программа «Восточного партнерства» – в механизм сдерживания Москвы на постсоветском пространстве.

В Латвии приоритеты председательства ЕС будут сформированы, по словам премьера Домбровскиса, к началу 2014 г. Но уже сейчас становится ясно, что без идеи «сдерживания России» в латвийском исполнении вряд ли обойдется. Неделю назад Латвия получила письмо президента ЕС Хермана ван Ромпея с одобрением идеи провести в первой половине 2015 года в Риге саммит «Восточного партнерства». В точности как в Литве, для которой ноябрьский саммит стал, пожалуй, главным внешнеполитическим вызовом председательства, судя по дипломатическим ресурсам, брошенным на его успешную реализацию.

Конечно, наполнение латвийского саммита ВП может быть несколько иным, нежели в Литве в силу того, что интересы Риги на постсоветском пространстве пока полностью не совпадают с мессианскими устремлениями, свойственными Вильнюсу. «В Латвии разговоры о евроинтеграции Молдовы или Украины практически не ведутся. Для Латвии считается более перспективным региональное сотрудничество с восточными соседями, - отмечал ранее во время дискуссии о председательстве Литвы в ЕС депутат латвийского Сейма Николай Кабанов. - У нас был проект еврорегиона «Ливония», который включал восточную Латвию, Псковскую и Ленинградскую область РФ. Есть проект «Озерная страна»: юго-восточная Латгалия и северо-восточные регионы Белоруссии». По мнению политика, Литва и Латвия в отношениях с восточными партнерами, равно как и в контактах с Брюсселем, являются конкурентами, и сильной стороной Риги здесь является именно бо

льшая ориентированность на экономические сотрудничество.

Реальные основания для ориентации на экономические взаимосвязи у Латвии действительно есть. На фоне того, как Рига проигрывает Клайпеде борьбу за транзит грузов НАТО, Белоруссия продолжает инвестировать в латвийские порты: к примеру, экспортер белорусских нефтепродуктов ЗАО «Белорусская нефтяная компания» в настоящее время выбирает между Вентспилсом и Ригой для приобретения или строительства нового терминала для своих нужд, который к тому же можно будет одновременно использовать и как базу нефтепродуктов для продажи в Латвии и в других странах Балтии. Помогут ли этим и другим белорусским инвестициям поддержка белорусской оппозиции и давление на Александра Лукашенко?

Но параллели политической ситуации в Латвии и Литве накануне председательства свидетельствуют о том, что на вооружение будет взять именно литовский вариант ВП, который имеет всецелую поддержку и одобрение в брюссельских кабинетах.

Приоритеты Литвы были сформированы партией консерваторов во время руководства правительства Кубилюса, отсюда и отмеченный выше антироссийский флер, окутывающий председательство Литвы. Несмотря на то, что осенью литовское правительство возглавили, как публично подчеркивалось, «более прагматичные» социал-демократы, приоритеты стали реализовываться в прежнем виде. Существенную, если не основную, роль в преемственности приоритетов председательства между двумя правительствами сыграла лично президент Даля Грибаускайте, имеющая немалые евроамбиции – дослужиться до главы Еврокомиссии. Поэтому данное председательство для нее принципиально важно.

В Латвии ситуация практически идентична. Приоритеты председательства составляются правительством под руководством Валдиса Домбровскиса, желание которого перейти на службу в Брюссель также не является секретом. Да и в целом «Единство» уже уверенно зарекомендовало себя как верная партия-проводник европейских ценностей и директив в латвийскую политику и экономику. Поэтому тональность «Восточного партнерства», приданная Литвой и поддержанная Брюсселем, наверняка будет перенесена в латвийский вариант приоритетов председательства. При этом на осень 2014 г. приходятся важные для страны парламентские выборы, в результате которых возможность войти в правительство получит популярнейший, но тем не менее по-прежнему оппозиционный «Центр согласия». И даже если эта смена правительства произойдет, новое руководство страны должно будет забыть идеи о «перспективном региональном сотрудничестве» с восточными партнерами, и, вслед за социал-демократами в Литве, реализовывать уже сформированные не ими приоритеты. В качестве дополнительной гарантии весной этого года правящие партии уже предлагали подписать с оппозицией соглашение о сотрудничестве для подготовки Латвии к председательству в ЕС, но, вероятно, подобный договор и не понадобится –

без сомнений, влияние нынешних элит никуда не исчезнет из латвийской политики после выборов-2014.

В итоге председательство в ЕС, исполненное под копирку, стало современным выражением уже порядком подзабытого балтийского единства. Несмотря на конкурентное положение внутри ЕС, постоянную борьбу за ресурсы и европейскую поддержку дорогостоящих проектов, национальные интересы меркнут перед желанием быть причастным к большой европейской игре и возможность получить доступ в кабинеты Брюсселя.