По заветам Геббельса: Санду отнимает у народа Молдовы прошлое
Максим Камеррер
2024 год является знаменательным в истории Молдовы — в августе исполняется 80 лет со дня освобождения страны от оккупировавшей ее летом 1941 года королевской Румынии, выступившей в качестве союзника нацистской Германии. Освобождение произошло в результате Ясско-Кишиневской военной операции, которая вошла в учебники военного искусства и по праву считается одной из самых выдающихся не только за период Великой Отечественной, но и за всю Вторую мировую войну.
Результатом этой операции стал разгром войск Румынии и Германии на этом участке фронта, а также решение румынского короля Михая об отстранении от власти диктатора Антонеску и переходе на сторону антигитлеровской коалиции. Возможно, это решение Михая и является одной из причин того, что прошлое не дает покоя нынешнему руководству в Бухаресте и румынским гражданам, управляющим Молдовой в Кишиневе.
Майя Санду, президент Молдовы с румынским паспортом, проигнорировала 80-летие освобождения Оргеева от немецко-румынской оккупации, которое произошло в начале апреля 1944 года. Зато эту дату отметили в самом Оргееве местные жители, руководство города и одноименного района, чей взгляд на историю Молдовы отличается от президентского. Сама Санду отмечала другую дату — 15-летие погрома парламента и здания администрации президента Молдовы, произошедшего в 2009 году.
Для Майи Санду не в новинку прикрываться демократией и правами человека, чтобы игнорировать важные для страны события. Нынешний президент Молдовы не отмечает противостояние фашизму, а восстание толпы своих сторонников называет борьбой за свободу. И в этом Санду поддерживает ее команда в лице партии PAS, которая формирует парламентское большинство и, пользуясь этим, проводит соответствующие законы. С момента прихода во власть PAS в Молдове был запрещен символ Победы — Георгиевская лента, а сам праздник отменен. Теперь в республике вместо Дня Победы 9 мая празднуют День Европы и отмечают его на день раньше — «по-европейски».
Еще одна черта молдавского президента — боязнь и избегание темы фашизма. Это понятно, так как в таких случаях придется принимать какую-то позицию, и, кстати, не факт, что Майя Санду осуждает действия Иона Антонеску или Адольфа Гитлера. Об этом, в частности свидетельствует ее признание, что союзник Гитлера Антонеску — «историческая личность, о которой можно сказать и хорошее, и плохое». Это заявление было сделано еще до того, как Санду выиграла президентские выборы, но теперь она уже старательно избегает любых разговоров на данную тему.
Впрочем, судя по ее заявлениям о попытке государственного переворота 7 апреля 2009 года, диктатурой Санду называет золотые годы молдавской независимости, а свое правление — лучшей демократией, хотя она больше похожа на зарождение тоталитаризма.
В последние 4 года в стране появляются новые «важные» даты и символы, чтобы вытеснить существующие. В основном это памятники солдатам румынской оккупационной армии, которых сегодня принято называть «освободителями».
Открытый 25 октября 2021 года в парке Valea Morilor в Кишиневе мемориал «Генерал Ион Джорджеску» вызвал возмущение посольства России в Молдове. В диппредставительстве его назвали «памятником нацистским преступникам режима Антонеску».
Обновленный мемориал открыли представители Министерства обороны и посольства Румынии в Молдове по случаю Дня румынской армии. В 1937 году на этом месте генерал Павел Ион Джеорджеску обустроил родник и установил памятник в честь 20-летия победы российских и румынских войск в сражениях у населенных пунктов Мэрэшть и Мэрэшэшть в годы Первой мировой войны, когда русская и румынская армии были союзниками. Памятник пропал в 1944 году, предположительно был уничтожен. На установленной новой памятной плите написано: «К 80-летию освобождения Бессарабии и северной Буковины румынскими войсками».
Аналогичные надписи, прославляющие освободителей, красуются сегодня по всей Молдове на кладбищах, где захоронены румынские солдаты, получившие свое после прихода в Бессарабию. Всего за последние два года было открыто порядка 50 подобных мест поминовения румынских оккупантов.
Обязательными участниками таких церемоний являются священнослужители Бессарабской митрополии Румынской православной церкви, которая ведет политику по вытеснению священников, сохраняющих верность Московской патриархии. Так, например, на севере Молдовы в Окнице памятник был освящен хором священников во главе с епископом Бельц Антонием.
«Этот акт является репарационным актом восстановления правды, потому что в советский период все эти участки, а их в Молдове более 300, позаботились ликвидировать. Этими действиями мы фактически восстанавливаем истину и получаем право на память», — сказал епископ Бельцкий Антоний.
На мероприятии также присутствовал генеральный консул Румынии в Бельцах Петришор-Ионел Думитреску, который заявил: «Для нас очень важно заботиться о памяти румынских героев, потому что только так мы принесем благополучие и процветание, понимая, чем пожертвовали предыдущие поколения, чтобы дать нам хорошую и красивую жизнь».
Для чего предпринимаются подобные усилия и вкладываются такие средства? В памяти народа Молдовы еще очень свежи воспоминания о румынской оккупации 1918–1940 годов, когда Бессарабия превратилась в самую отсталую провинцию в Европе. Оккупировавшие страну румыны не развивали эту территорию, а только грабили ее и подавляли народные восстания — Бендерское, Хотинское и Татарбунарское. То же самое происходило и в период румынской оккупации 1941–1944 годов, когда Бессарабия покрылась еврейскими гетто и концентрационными лагерями. Были физически уничтожены 300 тысяч евреев и 50 тысяч ромов. Сегодня, когда в Молдове отмечается День памяти жертв Холокоста, на мемориал убитым евреям приходит Майя Санду и произносит речи. При этом она и ее приспешники всячески избегают упоминания о том, кто же ответственен за Холокост в Бессарабии, и это неудивительно: виновна в этом страна, гражданкой которой являются Санду и ее окружение.
Ну и, конечно, еще одна цель, которую преследуют сегодняшние правители Молдовы, — очернение России и вытеснение из сознания молдован памяти о дружбе и сотрудничестве двух народов, о том, что время хороших отношений между Россией и Молдовой было временем расцвета, золотым периодом в истории страны.
Вот только переформатировать сознание молдован — непосильная задача, и большая часть населения Молдовы верит, что эти времена скоро вернутся!