Политика Политика

По течению: Буткявичюс как символ политического конформизма Литвы

Альгирдас Буткявичюс имеет все шансы войти в историю как символ конформизма литовской элиты, в рамках которого поступательно сужаются рамки независимой политической деятельности в стране. Окончательный отказ премьера выступить конкурентом Грибаускайте на президентских выборах продемонстрировал завершение эволюции  политика, некогда претендовавшего на самостоятельность.

Летом 1936 г. в нацистской Германии произошло событие, которое спустя десятилетия станет символом политического нонконформизма. 13 июня того года на верфи Гамбурга по случаю спуска на воду нового военно-морского парусника прибыл лично лидер страны Адольф Гитлер. Присутствовавшие, как полагается, выбросили правую руку в характерном приветственном жесте. Все, кроме одного – Августа Ландмессера, который стоял прямо в центре человеческой толпы, но не захотел слиться с ней, равнодушно сложив руки на груди. Фотография с человеком, который отказался приветствовать фюрера, уже после Второй мировой войны обрела новую жизнь, став символом неповиновения политическому мейнстриму и твердой приверженности своим принципам.

Литва, конечно, не нацистская Германия, масштаб не тот. Однако сложно не заметить, как шаг за шагом здесь формируется культ своего «фюрера», который под лозунгами демократии и европейских ценностей форматирует под себя политическое пространство республики. Независимые партии становятся внесистемными – криминальной «рукой Кремля», которая недостойна быть в правительстве. Отдельные политики со своим мнением, вроде Бронюса Бродаускаса, попадают под пресс, который должен придать этому мнению нужные формы. Но это лишь одна сторона проблемы.

Начавшаяся президентская избирательная кампания показала, что в литовской политической среде нет и готовности к малейшему сопротивлению этому нарастающему единообразию.

У Грибаускайте, которую в случае выдвижения в кандидаты на высший государственный пост поддержит СО-ХДЛ, есть конкуренты, которые при желании могли бы оказать серьезное влияние на ход президентской гонки. Так, на пути к премьерскому креслу в 2012 г. Альгирдас Буткявичюс твердо придерживался последовательной критики литовских консерваторов. Не сдавался лидер СДПЛ до последнего: когда от положения Партии труда зависело премьерское будущее Буткявичюса, он отстоял право на включение «трудовиков» в правительство, доставив тем самым немало обидных минут доктору Грибаускайте. В те «золотые» месяцы самостоятельности Буткявичюса его рейтинг достигал, по данным Vilmorus, 52,3%. Для сравнения: популярность «фюрера» в синем костюме тогда упала до рекордно низкого для нее уровня в 59,1%.

Фактически премьер и президент на той волне противоборства стали одинаково популярными, но конкурирующими политическими фигурами.

Однако последующее укрепление позиций Буткявичюса на посту главы правительства быстро заставило забыть о былой принципиальности. Буквально через несколько месяцев после утверждения нового кабмина социал-демократами были аккуратно «слиты» коалиционные союзники в лице лидеров Партии труда, забыты обещания о «перезагрузках» во внешней политике и экономическом курсе и налажена вполне партнерская законотворческая деятельность с консерваторами в Сейме. Кульминацией аттракциона невиданной «гуттаперчевости» литовского премьер-министра стала его позиция относительно президентской избирательной гонки. По-прежнему главный (согласно уровню общественной поддержки) оппонент Грибаускайте заявил в начале января, что «очень твердо решил»… вообще не участвовать в выборах.

Теперь уже ни к чему лишний раз посягать на авторитет главы государства, разжигая предвыборные споры и предлагая альтернативу ее решениям.

При этом было бы лукавством утверждать, что нынешний литовский президент и ползучее политическое форматирование страны имеет повсеместную поддержку элиты. Пустить в ход накопленный политический ресурс Буткявичюса убеждал далеко не последний человек в вильнюсской властной пирамиде, подписант Акта независимости Витянис Повилас Андрюкайтис – человек, которого никак не заподозрить в подрывной деятельности против литовской государственности. Однако решением социал-демократов осталось выдвижение в президенты «бумажного» кандидата – европарламентария Зигмантаса Бальчитиса.

Премьер Буткявичюс мог просто сложить руки и отказаться быть частью толпы, слепо приветствующей зачистку политического поля страны. Но нет, Литва по-прежнему остается без своего Августа Ландмессера.