Страны Балтии, как и вся Европа, готовятся к выборам в Европарламент 25 мая 2014 года. Подача избирательных списков начинается 26 февраля, и обнаруживается интересная закономерность – большинству правящих прибалтийских политиков для попадания в Европарламент нужно перейти на откровенно оскорбительную, русофобскую риторику. Но это даже логично, ведь именно русофобия за счет европейских налогоплательщиков является сутью их публичной деятельности в Брюсселе.
С середины 2013 года политологи, журналисты, политики и, в конце концов, психиатры с всевозрастающим недоумением наблюдали за активностью доселе тихого и интеллигентного политика и политолога Артиса Пабрикса. Пост министра обороны Латвийской республики Пабрикс стал использовать для какой-то буффонады: радовался «немецкому сапогу на латышской земле», предлагал переименовать Памятник освободителям Риги в «совковятник», подозревал латвийских школьников, ездивших отдыхать в российские летние лагеря, в государственной измене и называл российские военные учения подготовкой к повторной оккупации Прибалтики.
К концу года в язык латвийских русскоязычных твердо вошло понятие «пабрикушки» (так стали называть перфомансы Пабрикса), а эксперты вполне серьезно рассматривали версию, что г-н министр сошел с ума.
Однако правы оказались те, кто предполагал, что Артис Пабрикс решил попасть в Европарламент и использует пост министра обороны для личной раскрутки среди националистического электората.
Именно эта циничная версия в итоге и подтвердилась: бывший министр теперь идет в евродепутаты, заявляя, что президент Берзиньш не сделал его премьером, потому что он (Пабрикс) «слишком национальный».
Национальное объединение не отстает от своего старшего партнера «Единства», выдвигающего Пабрикса, и баллотирует в Европарламент историка и режиссера-документалиста Эдвинса Шноре, который прямо говорит, что идет в Брюссель «информировать Европу о важных для Латвии исторических проблемах». В случае победы Шноре разговоры об «оккупации» рекой польются с трибуны на несчастных депутатов Европарламента, для которых важнее «исторических проблем Латвии» ничего на свете нет. С другой стороны, что еще может внести в общеевропейскую повестку дня человек, вся публичная деятельность которого сводится к антироссийским выпадам? Диссертация о «Голодоморе – геноциде украинского народа», документальный фильм «Советская история» о СССР-России как «империи зла», предложения отключить русскоязычные телеканалы… избиратели Национального объединения будут голосовать за Шноре с явной надеждой на продолжение этого банкета.
Их надежда вполне оправданна: старшие товарищи Шноре или Пабрикса, попавшие в Европарламент за счет русофобии, именно на антироссийских и антирусских выпадах там и специализируются.
В случае Литвы это относятся к патриарху и все еще живой легенде литовских консерваторов Витаутасу Ландсбергису. «Отец литовской демократии» отрусофобствовал в Европарламенте два срока подряд, а теперь двигает на свое место внука. Что еще может 31-летний Габриэлюс Ландсбергис сказать литовскому избирателю, кроме того, что он дедушкин внук? Он ничего другого практически и не говорит. «Определенные краеугольные точки, которыми руководствовался и мой дед, для меня были расставлены с самого детства, так что будет и определенная преемственность», - прокомментировал Ландсбергис-младший свое желание представлять Литву в Европарламенте.
Для электората консерваторов и этого достаточно: дедушкино воспитание, генетическая наследственность и условный рефлекс, срабатывающий у избирательной урны при слове «Ландсбергис», для них достаточные основания, чтобы голосовать за внука основателя «Саюдиса».
От Латвии в нынешнем Европарламенте ходили парой Сандра Калниете и Инесе Вайдере. Первая – уроженка деревни Тогур Томской области - строит образ интеллигентной латышской дамы, которая делает вид, что не понимает по-русски. Вторая – член КПСС с 1977 года - прославилась тем, что уподобила русский язык языку чукчей. Чем занимались в Европарламенте 2009-2014 годов госпожа Калниете и товарищ Вайдере? Они там разговаривали о «советской оккупации». Инесе Вайдере в прошлом году организовала в Европарламенте конференцию «Давид и Голиаф: малые народы под гнетом тоталитарных режимов», где по итогам разговора о безвинно пострадавшем от нацистской и советской оккупаций латышском народе прозрачно намекнула, что хорошо бы странам Балтии выделять больше дотаций из фондов Евросоюза. В нынешнем году Вайдере пошла еще дальше, попытавшись сорвать выставку, организованную в коридорах Брюсселя одной из европейских левых партий.
А еще в Европарламенте есть Кристина Оюланд из Эстонии, специализирующаяся на сотрудничестве с российской непарламентской оппозицией. «Оюланд как политик больше известна через свои нападки на Россию. Она – в общем-то русофобка, - говорит о ней эстонский политолог Эдуард Тинн. - Еще она известна тем, что привозит в Эстонию людей наподобие Касьянова, Немцова, которые, бесспорно, реальную политику уже не определяют в России. Это все в Эстонии знают очень хорошо». Осенью 2007 г. Кристина Оюланд, например, пошла на публичный конфликт с председателем ПАСЕ, который назвал развитие сотрудничества с Россией одной из стратегических целей Совета Европы на ближайшие десятилетия и раскритиковал политику эстонских властей в отношении русскоязычного населения. Правда, летом прошлого года Оюланд исключили из Партии реформ за жульничество при подсчете голосов, но ей готовится достойная смена. Представлять Эстонию в Европарламенте от «Союза Отечества» и Res Publica (IRL) идет небезызвестный Ээрик-Нийлес Кросс – публицист и бывший шеф эстонской разведки, помогавший создавать службу национальной безопасности президенту Саакашвили, а затем обвиненный Россией в попытке нападения на российское торговое судно и объявленный в розыск Интерполом.
«Мы считаем, что быть европейцами, — это значит быть рациональными. Нет ничего более иррационального, чем этот вид недоверия к России. Какой угрозой может быть Россия? Угрозой кому или чему?», - заявил в своей знаменитой декабрьской речи вице-президент Европарламента Михель-Анхель Мартинес-Мартинес. «И это то, что я говорю латышам, литовцам и эстонцам: как вы оцениваете свою значимость в Евросоюзе? Вы считаете, что вы ценны тем, что страдаете навязчивой идеей быть чем-то вроде крепости, постоянным провокатором по отношению к этому очень большому, очень важному, очень необходимому соседу?», - сказал он.
Но, судя по всему, рациональным депутатам стран Евросоюза придется и в новом Европарламенте выслушивать «навязчивые идеи» прибалтов об «оккупации» и «русской угрозе».
Так уж устроены выборы в Европарламент – на них ходит принципиальное идеологически мотивированное ядро электората. На положение дел внутри своих стран европарламентарии могут повлиять, только если будут к этому стремиться, но поговорить о больных исторических вопросах своих стран, сидя на зарплате в 7 тысяч евро из карманов европейских налогоплательщиков, оказывается гораздо привлекательнее. Но как ожидать иного, если за эти речи их и выбирают?