Партия регионов: каким будет «Региональный Альянс» в латвийской политике
Александр Носович
В субботу 15 февраля состоится съезд политической партии «Региональный Альянс», на которой будет принято решение об участии партии в выборах 12-го Сейма Латвии осенью 2014 года. Судя по заявлениям партийцев, «Региональный Альянс» является классической партией регионов - политической силой, которая выступает от имени краев и самоуправлений Латвии, выражая их экономические интересы в противовес Центру. В то же время, по своему генезису «Региональный Альянс» - это типично латвийская партия: собранная из предыдущих партийных проектов и с опытными функционерами в руководстве. Люди - те же, вывески - новые.
О региональных партиях Латвии в экспертном сообществе заговорили после муниципальных выборов 2013 года, когда хорошие результаты на своих территориях показали местные структуры: Курземская партия, Видземская партия и т.п. В некоторых случаях отделения больших общенациональных партий на местном уровне оказывались в подчиненном положении: например, в Лиепае «Центр согласия» вошел в коалицию как младший партнер Лиепайской партии.
Тогда же, летом 2013 года, было объявлено об учреждении «Регионального Альянса», ставящего своей целью объединение региональных партий для защиты интересов самоуправлений.
Это была серьезная заявка на создание в Латвии собственной партии регионов.
В политической регионалистике такими партиями считаются политические силы, выступающие от имени провинции (штатов, земель, областей) и представляющие ее интересы. Прежде всего, экономические. Как правило, такие партии образуются путем объединения региональных партий территорий-доноров. Следовательно, обычно, это правые партии, главным требованием которых является децентрализация страны, передача большинства полномочий на региональный и местный уровень, расширение представительства регионов в государственной политики (вплоть до создания федерации). В любом случае, партия регионов будет требовать бюджетной децентрализации: чтобы как можно больше налоговых отчислений оставалось на местах, а не отдавалось в Центр для последующего перераспределения «дармоедам» - столичным чиновникам и дотационным регионам.
И в этом отношении «Региональный Альянс» начинает вызывать большие сомнения: латвийская провинция, которую он объединяет – это именно что провинция: дотационная, депрессивная, вымирающая и эмигрирующая (как в Ригу, так и за рубеж). А латвийский бюджет формирует как раз столица.
Классической партией регионов был Христианский демократический союз (сформировавшийся из трех ключевых земельных партий ФРГ), Лига Севера в Италии (выступавшая за федерализм и против «диктатуры Рима»), Партия регионального возрождения Украины (будущая Партия регионов, изначальная программа которой сохранилась лишь в названии). Все эти партии представляли регионы-доноры. В Латвии же если кто и действовал в такой логике, так это мэр Риги Нил Ушаков со своей «картой рижанина», предоставляющей налогоплательщикам столицы преференции по части пользования публичными услугами.
Не является ли «Региональный Альянс» в этой связи, выражаясь на интернет-сленге, «фейком» - очередным латвийским партийным проектом, которому на сей раз, для разнообразия, решили придать форму регионального движения? Ведь это партия, образовавшаяся из осколков ЛПП/ЛЦ Айнарса Шлесерса и Народной партии Андриса Шкеле. Можно было бы предположить, что знаменитые олигархи создают к выборам в Сейм новый партийный проект, однако Айнарс Шлесерс на днях заявил латвийской прессе, что «Региональный Альянс» не является его проектом, и он даже сожалеет о том, что такое движение создано и что туда вошли многие его бывшие соратники.
С тем, что «Региональный Альянс» - это, действительно, партия регионов, согласен латвийский социолог Андрей Солопенко. «В контексте представления экономических интересов – да, это партия регионов. Эта партия сильна именно в отдельных регионах: в основном, это Видземе. То есть она пытается работать на интересы конкретных самоуправлений, где эта партия сильна. Но говорить о том, что они пытаются противопоставлять себя Центру я бы не стал – пока ничего такого не выявлено», - заявил г-н Солопенко порталу RuBaltic.ru.
В таком случае «Региональный Альянс» как латвийская партия регионов по своим задачам получается, скорее, левой партией. Он должен требовать не самообеспечения регионов, а наоборот, увеличения их финансирования из госбюджета.
Если следовать такой логике, то в случае попадания «Регионального Альянса» в 12-й Сейм возможна его коалиция с «Центром согласия». Пока что традиционных для «латышских» партий заявлений про «красные линии» от представителей латвийских регионов не звучало. Со своей стороны, представители ЦС положительно оценивали сотрудничество с региональными партиями именно из-за их идейной близости. «”Центр согласия” сближается с региональными партиями, потому что акцент на решении экономических проблем, коммунальных проблем у нас с ними совпадает», - например, заявлял ранее RuBaltic.ru заместитель председателя фракции ЦС в Сейме Латвии Валерий Агешин.
С другой стороны, позиции «Регионального Альянса» сильны в местах, где проживают преимущественно латыши, и которые на выборах голосуют за ныне правящие «Единство» и Национальное объединение.
Поэтому накануне выборов слова про «красные линии» могут и прозвучать. Все зависит от того, какой будет программа и избирательная кампания «Регионального Альянса».
Пока эксперты затрудняются говорить что-либо конкретное о выступлении этой партии на выборах, тем более, прогнозировать ее попадание в Сейм. «На данный момент это абсолютно эмбриональный проект. Чем он закончится прогнозировать сложно. Вроде бы они уговорили Мартиньша Борданса стать лидером, но этого маловато – не самая сильная политическая фигура. Я не думаю, что пока этот проект выглядит сколь-либо серьезно», - заключил в своем комментарии RuBaltic.Ru политолог Ивар Иябс.