Палецкис: Грибаускайте и Ландсбергиса сблизили тюрьмы ЦРУ
Александра Рыбакова
С прошлой недели Генпрокуратура Литвы начала досудебное расследование в связи с предположениями, что в созданном в республике секретном американском центре в 2004-2006 годах мог содержаться гражданин Саудовской Аравии. Но последует ли за этим возобновление полноценного расследования обстоятельств размещения на территории Литвы так называемых «секретных тюрем» ЦРУ? И почему уже долгие годы о самой необходимости данного расследования в Литве стараются не вспоминать? Об этом портал RuBaltic.Ru поговорил с литовским политиком, экс-дипломатом, лидером Социалистического народного фронта Литвы Альгирдасом ПАЛЕЦКИСОМ:
- Г-н Палецкис, литовские власти уже несколько лет не могут провести расследование своего участия в программе ЦРУ «Секретные тюрьмы», за что уже даже подвергались критике международных правозащитных организаций. Не могли бы Вы для начала рассказать, как Литва попала в эту историю с «секретными тюрьмами» ЦРУ?
- Впервые информация об этом пришла из Америки в 2009 г. Об этом сообщило телевидение ABC. То есть из самих же американских источников пришла информация о том, что в 2003-2005 гг. на территории Литвы существовала секретная тюрьма ЦРУ.
Потом эти факты подтвердились, когда разразился скандал Wikileaks. Этот источник подтверидил, что самолеты ЦРУ появлялись в Вильнюсе и Паланге в этот период времени. Мир узнал, что такие тюрьмы были в Румынии, Польше и некоторых других странах Европы.
Конечно, в Литве власти не желали проводить полное расследование. Так и получилось – первое расследование, можно сказать, захлебнулось. Якобы из-за недостаточного количества доказательств, но потом два узника этой тюрьмы подали жалобы в Европейский суд по правам человека.
Правительство Литвы обвинялось в том, что приложило свои «усилия» к их проблемам. После повторного обращения международных правозащитных организаций литовский суд принял решение пересмотреть первый отказ расследовать это дело, и прокуратура возобновила дело.
- При каких обстоятельствах в Литве могли появиться тюрьмы ЦРУ, и почему в число стран с этими тюрьмами попала и Литва?
- Когда Литва вступила в НАТО, роль США в стране очень возросла. Тогдашние власти Литвы, которые очень стремились в эту организацию, скорее всего, чувствовали какие-то обязательства перед Америкой. Видимо, тогда США и обратились к властям Литвы с такой проблемой.
Как и в случае с другими восточноевропейскими странами, Литва с удовольствием приняла и выполнила эту просьбу. Хотя это противоречит литовской Конституции.
Почему это стало возможным? Незрелость нашей демократии, недостаточный парламентский контроль над спецслужбами страны, которые, вероятно, обойдя некоторые высокие посты, участвовали в этом деле. Часть высокопоставленных чиновников могла и не знать об этом. В общем тесные отношения Литвы и США дали о себе знать и повлекли вот такие последствия. Это касается и некоторых других стран Восточной Европы.
- По вопросу тюрем ЦРУ в Литве проводилось парламентское расследование. Кроме того, Гепрокуратура проводила свое расследование. Однако точка в деле так и не поставлена. Почему не удается окончательно выяснить, были ли в Литве данные тюрьмы?
- Парламентское расследование проводилось, но в то время у власти были консерваторы.
А это - проводники политики США в Литве, поэтому со стороны парламентского большинства не было никакой заинтересованности в этом расследовании.
И со стороны прокуратуры тоже не было особой заинтересованности, так как прокуратура является объектом различных политических влияний. А поскольку внутренняя и международная конъюнктура остается неблагоприятной для такого рода расследований, то это и имеет соответствующие последствия.
К тому же в то время лишь недавно избранная президент Литвы Даля Грибаускайте в одном из интервью обронила фразу: «Вопрос не в том, были ли в Литве тюрьмы ЦРУ, а в том - как быстро мы установим, когда и как это выглядело».
Однако после этой фразы она никогда не поднимала данной темы. Также многие независимые аналитики считают, что это было поворотным пунктом в ее карьере. После этого она как политик очень поменялась. Видимо, были какие-то последствия этого интервью. И позже она стала проводить линию консерваторов в политике, более не возвращаясь к щекотливой проблеме.
Эта проблема непопулярна среди литовских политиков. Скептически отношусь к тому, что удастся провести действительно результативное расследование. Хотя некоторая надежда всегда остается.
- Что именно поменялось в политике Грибаускайте после вышеупомянутого интервью?
- Она полностью переняла линию консерваторов: почти холодная война с восточными соседями и полная поддержка политики США в мире.
Мы видим, как она эволюционировала до сегодняшнего положения, когда фактически проводит политику В. Ландсбергиса.
А тема ЦРУ больше не поднималась, хотя вопрос не раз был на повестке дня.
- Кстати, в соседней Польше аналогичное расследование ведется. Почему же, на Ваш взгляд, Литва не следует этому примеру?
- Скорее всего, в силу того, что Польша играет большую роль в европейской политике. Наверное, там появились силы, которые смотрят, прежде всего, на свои национальные интересы.
А в Литве, надо признать, внешняя политика страны фактически потеряла характеристики «литовской национальной политики» и все больше становится частью большой политики западных государств, часто в ущерб собственным интересам.
Премьер А. Буткявичюс не так давно обронил фразу, которая фактически характеризует внешнюю политику страны. На вопрос о позиции Литвы по украинским событиям он ответил: «Позиция Литвы будет такая, как и у ЕС». Это дословная цитата.
- Генпрокуратура Литвы на прошлой неделе сообщила о том, что начала досудебное расследование в связи с предположениями, что в литовской тюрьме ЦРУ мог содержаться гражданин Саудовской Аравии. В свете вышесказанного, как Вы думаете, Литва все же решила всерьез разобраться с темой тюрем ЦРУ или это очередное малозначительное расследование?
- Дело получило международную огласку. Дело рассматривается в Европейском суде по правам человека. Здесь нельзя обойти некоторые вопросы. Прокуратура элементарно не выполнила свое «домашнее задание» - не опросила американских представителей, не опросила самих возможных пострадавших. И суд указал на эти ошибки.
Возможно, если бы не две эти жалобы, ничего бы и не было. Также они были подкреплены обращениями двух международных организаций. Однако все происходившее ранее дает понять - далеко это дело не зайдет.
- Если выяснится, что секретные тюрьмы ЦРУ в Литве были, чем это грозит руководству страны?
- Трудно прогнозировать. Логично, что встанет вопрос ответственности некоторых политиков и должностных лиц. Ведь по литовским и международным законам - это серьезнейшее нарушение.