Олимпийский старт: Берзиньш примет участие в открытии Сочинских игр
Александр Носович
В Сочи 7 февраля состоится торжественная церемония открытия XXII Зимних Олимпийских игр. Единственным из глав балтийских государств, решивших посетить российскую Олимпиаду, стал президент Латвии Андрис Берзиньш. Учитывая специфическое отношение руководства балтийских республик к России, данное решение Берзиньша из простой дани вежливости превращается в жест доброй воли.
Помимо президента российская сторона прислала приглашения на Олимпийские игры главе правительства и министру образования Латвии, однако те от посещения Сочи отказались. Министр образования Ина Друвиете («Единство») заявила, что в дни Олимпиады у нее будет научная конференция в Брюсселе, а премьер-министр Лаймдота Страуюма сочла, что присутствия президента для моральной поддержки латвийской сборной вполне достаточно. «Понимаю, что спортсменам важно, чтобы их поддержали руководители государства. Но период, на который я могла бы поехать в Сочи, совпадает с временем, когда там будет президент. Я думаю, что он с честью вдохновит наших спортсменов», - сказала Страуюма.
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, также отказавшийся посетить Олимпиаду, связал свой отказ с напряженным рабочим графиком, то есть, тоже предпочел прямому демаршу уважительную отговорку.
Зато поддержать эстонскую сборную своим присутствием в Сочи согласились премьер-министр страны Андрус Ансип и глава эстонского МИД Урмас Паэт. Их решение вызвало возмущение эстонских националистов: журналист Анвар Самост составил петицию, в которой Ансипа призывали бойкотировать Олимпиаду. Один из подписантов - председатель фракции Союз Отечества и Res Publica в Рийгикогу Ээрик-Нийлес Кросс назвал участие премьер-министра Эстонии в церемонии открытия Олимпийских игр «постыдным» явлением. Однако Андрус Ансип не поддался на давление, призвав не смешивать спорт с политикой: «Я не хочу смешивать политику с Олимпийскими играми. Олимпийские игры являются праздником для всех спортсменов, и я думаю, что бойкотировать Олимпиаду было бы неправильно».
Латвийскому президенту за решение поехать на Сочинскую Олимпиаду пришлось выдержать еще большую критику, ведь в Россию он, в отличие от Ансипа, собрался ехать как глава государства, а не как частное лицо.
Оппоненты в качестве образца для подражания указывали латвийскому президенту на его литовскую коллегу: из всех прибалтийских деятелей только Даля Грибаускайте отказалась от посещения Сочи в откровенно оскорбительной форме – не отговаривалась рабочими графиками и научными конференциями, а прямо смешала спорт с политикой.
«В сложившейся ситуации, когда налицо нарушения прав человека, а также отношение и поведение с восточными партнерами, в том числе и с Литвой, экономические санкции, которые применяются к Литве, я не вижу политической возможности ехать на Игры в Сочи», - заявила в конце 2013 года президент Литвы, расстроенная тем, что Вильнюсский саммит "Восточного партнерства" как венец председательства Литвы в ЕС провалился. Вместо президента Грибаускайте в Сочи поедет премьер-министр А. Буткявичюс.
В результате президент Берзиньш невольно оказался вовлечен в заочный спор со своей литовской коллегой Грибаускайте.
В частности, на вопрос, устраивает ли его ситуация с правами человека в России, Берзиньш ответил, что его не устраивает ситуация в Латвии. "У нас в год две тысячи официальных случаев насилия над детьми. Вас это устраивает? Меня нет! - заявил президент. - Поэтому надо наладить ситуацию у себя дома". Кроме того, Берзиньш заявил, что не понимает смысла инициируемых бойкотов сочинским играм. «Если это бойкот, то тогда и спортсмены не должны туда ехать, а они готовились к этому событию четыре года. Спорт, достижения наших спортсменов — это то, чем мы гордимся. Мы — независимое государство, и можем поступать так, как считаем нужным», - сказал президент Латвии.
В этом отношении действия некоторых лидеров государств, действительно, выглядят странно. Та же Грибаускайте 4 февраля проводила в Сочи олимпийскую сборную Литвы, вручила спортсменам национальный флаг и пожелала удачи. По ее же логике получается, что она поощрила «нарушения прав человека» в России и «ее поведение по отношению к восточным партнерам».
Впрочем, в решениях доктора Грибаускайте, всю жизнь демонстрировавшей гуттаперчевость своих убеждений, в очередной раз можно заметить расхождение между словом и делом. Президента Латвии в этом упрекнуть трудно: во всем, что касалось его решения поехать на Олимпиаду в Сочи, Андрис Берзиньш говорил и действовал последовательно и убежденно. Это говорит, в частности, о том, что на внутриполитической сцене Берзиньш чувствует себя более чем уверенно, раз может позволить себе поездку в Россию, не боясь возможных политических последствий - например, шумихи, которую обязательно раздуют радикалы из Национального объединения накануне выборов 2014 г.
Его поездка в Сочи (где, видимо, состоится и встреча с президентом Путиным) выглядят как серьезный сигнал со стороны Риги, жест доброй воли после десятилетий откровенной враждебности в межгосударственных отношениях Латвии с Россией. Было бы хорошо, чтобы этот жест не оказался всего лишь олимпийским перемирием…