Минченко: Прибалтика и США осложняют диалог Европы с РФ по Украине
Александр Носович
Несмотря на принятую 17 апреля Россией, ЕС, США и Украиной Женевскую декларацию, позиции Европы и России по украинскому вопросу остаются практически полярными. Проблему взаимопонимания между сторонами осложняет позиция ряда стран Восточной Европы, включая республики Прибалтики. Эти государства при поддержке США фактически противостоят в настоящее время более прагматичной позиции Германии по украинскому кризису, считает российский политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений МИНЧЕНКО:
- Евгений Николаевич, накануне принятие Женевской декларации Вы приняли участие в Берлине в экспертной дискуссии по украинскому кризису. По Вашим впечатлениям от конференции, понимают ли и принимают ли немецкие партнеры позицию российской стороны в украинском кризисе?
- Немецкое экспертное сообщество и немецкий политический класс явно недостаточно информированы о реальном положении дел в Украине.
Та информация, которая у них есть, носит, конечно же, односторонний характер.
Значительную часть времени приходилось заниматься элементарным ликбезом, объясняя, что такое украинская Конституция, как нормы она содержит, какие ее нормы были нарушены, каков реальный расклад сил внутри украинской власти, кто реально управляет процессами и т.д. Для большей части наших немецких партнеров это оказалось новостью.
Поэтому я считаю, что важнейшая функция в нашем диалоге с Европой это как раз функция образовательная. Понятно, что российская пропаганда тоже серьезно искажает действительность, поэтому, на мой взгляд, нужны международные дискуссии. Хорошо, что были представители Украины на этой встрече, которые представили свое видение ситуации.
- Каково отношение в экспертных кругах Германии к новым украинским властям?
- У наших немецких коллег есть ощущение, что была сделана неверная ставка на безоговорочную поддержку новых украинских властей. Для них сейчас важно сохранение лица. Как раз Женевская декларация, я считаю, решает эту задачу – помогает сохранить лицо всем участникам процесса.
- Поддерживают ли в Германии эксперты идею федерализации Украины?
- Безусловно, да. Фактически это является общим местом. Непонятно, в чем такая проблема украинских властей с федерализацией. Есть огромное количество успешных стран в мире, которые имеют федеративное устройство – США, Германия, Россия. Они не разваливаются, живут. Очевидно, что для Украины с ее разнородным населением это, видимо, единственный выход.
Поэтому в Федеративной Республике Германия идея федерализации Украины поддерживается большинством тех, с кем я разговаривал.
- Совпадают ли, на Ваш взгляд, позиции Берлина и Брюсселя по Украине?
- Внутри Европейского союза есть несколько лагерей. Первый лагерь – это Германия и, в меньшей степени, Франция и Венгрия, которые придерживаются рационального подхода, основанного на экономической выгодности тех или иных решений. Я бы не назвал эту сторону пророссийской, но, как минимум, это те страны, которые настроены, во-первых, учитывать мнение России, во-вторых, относительно Украины с Россией как-то договариваться.
Второй лагерь – это страны, для которых антироссийская позиция является традиционной частью их внешней политики – такие, как Польша, Литва и другие балтийские страны, а также Швеция.
И третий лагерь – это такое «болото», для которого украинская тема вторична, и они идут в фарватере общей политики Евросоюза, поскольку не хотят ссориться по незначимому для них поводу с теми странами, которые позицию по украинскому вопросу имеют, а также не имеют большой экономической заинтересованности в развитии отношений с Россией. Вот три таких лагеря.
- Что касается принципиально антироссийского лагеря – видите ли Вы в антироссийской позиции этих стран присутствие интересов США в Европе?
- Да, несомненно. Это собрались как раз те страны, которые позиционируют себя как наиболее проамериканские в рамках Евросоюза, те страны, которые пытаются за счет политической блокировки с США усилить свои позиции внутри Евросоюза в противостоянии, в первую очередь, с Германией.