Май пробил: шансы Украины на Ассоциацию с ЕС осыпаются как каштаны
Александр Носович
Украинскому руководству европейские партнеры неоднократно ставили ультиматум: для того, чтобы в ноябре в Вильнюсе было подписано соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, к маю Киев должен осуществить реальные структурные реформы. Май заканчивается, никаких реформ Украиной не сделано, и перспектива подписания вильнюсского соглашения становится все более туманной. В этих условиях президент Украины Виктор Янукович активизирует интеграцию Украины со странами Таможенного союза.
В феврале 2013 года на саммите «Украина – ЕС» в Брюсселе Президент Совета ЕС Херман ван Ромпей выразил неудовольствие тем, как Украина выполняет условия, необходимые для заключения соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли и выставил ультиматум: если украинская сторона хочет все же подписать договор об ассоциации в ноябре 2013 года в Вильнюсе, то она должна не позже мая продемонстрировать прогресс в области институциональных реформ и борьбы с «избирательным правосудием».
Месяц спустя тот же срок в качестве «решающего часа» назвал президент Польши Бронислав Коморовский, встретившись в Варшаве с председателем Верховной Рады Украины Владимиром Рыбаком. «Хотя подписание соглашения назначено на ноябрь, но решения страны ЕС будут принимать заранее. Поэтому май – это главный период для решения многих вопросов, стоящих перед Украиной», – сказал президент Польши.
Сейчас, когда май не только наступил, но и практически закончился, и украинским, и европейским дипломатам приходится признавать, что Украина в деле приближения к европейским стандартам демократии и права, необходимым для того, чтобы в Вильнюсе с ней подписали договор об ассоциации, не сделала почти ничего.
От европейской дипломатии этот прискорбный факт отметил глава МИД Литвы Линас Линкявичюс. «Если бы нам пришлось сегодня определиться, можем ли мы подписать договор об ассоциации, к сожалению, ответ был бы отрицательный. Поскольку кое-какую работу еще предстоит сделать», - заявил министр 29 мая на пресс-конференции после встречи с министром по европейским делам Дании Николаи Вамменом. Какую работу Украине «еще предстоит сделать», уточнил датский министр. «Украине предстоит сделать больше - мы говорим о демократических реформах, системе юстиции, селективном правосудии и общих реформах. И мы четко говорим, что решение случая Юлии Тимошенко очень помогло бы», - сказал Николаи Ваммен.
Из всего списка, перечисленного датским министром иностранных дел, для украинского режима технически реально только выпустить Юлию Тимошенко – как показывает случай с экс-главой МВД Юрием Луценко, это можно сделать практически моментально. Кстати, легкость, с которой президент Украины Виктор Янукович добился освобождения Луценко, сыграла против него же: он хотел продемонстрировать ЕС, будто идет навстречу их требованиям, а продемонстрировал, что и Тимошенко ему отпустить ничего не стоит, было бы желание. А желания как раз и нет.
Что касается прочих требований Европы, озвученных Николаи Вамменом – демократических реформ, преобразования системы юстиции и непонятных «общих реформ», то как Украина успеет их осуществить за оставшиеся до Вильнюсского саммита пять месяцев? Правильно - никак.
Европейские чиновники и политики должны понимать, что структурные реформы проводятся годами, современные публичные институты не создаются росчерком пера под законопроектом, а конструируются последовательно и систематично. Янукович и его команда и не обещали избирателям никаких структурных реформ – Партия регионов шла на выборы под лозунгом «Станем жить лучше уже сегодня» и обещала повысить всем зарплаты.
За три года президентства Януковича не было проведено никаких реформ публичных институтов – политологи и в России, и на Западе, и в самой Украине признают одной из черт нового правящего режима опору на существующую бюрократию. За все долгое время переговоров об условиях ассоциации Украины с ЕС по вопросу о реформах, Киев ограничивался лишь риторикой.
Сейчас уже всем понятно, что Украина Януковича не отвечает большинству условий, необходимых для ассоциации с ЕС. Перед европейскими деятелями встает дилемма: либо подписывать соглашение об ассоциации в Вильнюсе с той Украиной, какая есть, либо ждать, пока она станет совсем другой страной.
Большинство в ЕС склоняется ко второму варианту, причем там намерены, судя по всему, не только ждать, но и активно помогать Украине «стать другой страной». В киевских экспертных кругах вовсю ходят слухи, что в ЕС решили уже не просто поддержать на выборах оппозицию – в Брюсселе украинским оппозиционерам, якобы, говорят, что всеобъемлющая поддержка Европы им будет обеспечена только в том случае, если они выставят против Януковича единого кандидата. Пока Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок так и не договорились, кто из них пойдет в президенты.
Виктор Янукович в этой тревожной ситуации решил сделать свой фирменный «ход конем» - на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Казахстане Украина выразила желание получить статус наблюдателя в Таможенном союзе, а президенты Украины и Казахстана на итоговой пресс-конференции заявили, что уже согласован Меморандум об углублении сотрудничества Украины с Таможенным союзом, который должен быть подписан 31 мая на Совете глав правительств СНГ в Минске. Украинский премьер-министр Николай Азаров заявил, что «Киев не ограничится статусом наблюдателя и будет развивать интеграцию на восточном направлении».
Это свидетельство того, что проблемы в отношениях с европейцами очевидны уже и Януковичу: чтобы сделать Брюссель уступчивее, украинская власть в очередной раз решила припугнуть их отказом от евроинтеграции и стратегическим союзом с Москвой.
У Януковича и Партии регионов есть одна особенность – большими друзьями России они становятся, когда совсем уж «прижмет». В 2004 году штаб кандидата Януковича решил ставить на дружбу с Россией и восточноукраинский электорат в условиях почти нулевого рейтинга и абсолютной поддержки международным сообществом кандидата Ющенко. Проверить, насколько искренним было желание этой дружбы, стало возможным пять лет спустя, когда Янукович все-таки был избран президентом – не было сделано ничего из того, что он обещал электорату: ни двойного гражданства, ни государственного статуса русского языка. А от Таможенного союза украинский президент бегает все три года своего правления, при том, что в 2004 году Янукович обещал войти в Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном, одним из институтов построения которого является ТС
Проблема Януковича в том, что он по-прежнему ищет возможности «развести» партнеров. Но партнеры и к востоку и к западу от Украины уже давно поняли, что имеют дело с человеком специфического склада ума, на который накладывает отпечаток уголовное прошлое, а потому последовательно требуют от него честной игры и конкретных действий.
Если хочешь развивать отношения с Россией, то вступай в Таможенный союз. Если хочешь идти в Европу, отказывайся от селективного правосудия и проводи те самые структурные реформы.
Партнеров, согласных и дальше работать с режимом Януковича, у официального Киева все меньше. К числу немногих верящих в опасность поворота украинской власти в сторону Москвы и оттого согласных закрыть глаза на все недостатки Януковича и его политики, относится Литва.
Наивных и ведомых среди партнеров Януковича не осталось. Почти. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в пятницу вылетает в Киев на встречу с Виктором Януковичем, где, очевидно озабоченный «шагами Украины в сторону Таможенного союза», вновь будет говорить о возможности подписания соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре в Вильнюсе (ведь иначе Вильнюсский саммит оказывается на грани провала!). Какой смысл Линкявичюсу опять ехать в Киев – загадка: май заканчивается, никаких реформ на Украине нет, Тимошенко сидит, легендарные киевские каштаны и те отцвели.