Крейтусе: «Лидерство «Центра Согласия» на рижских выборах очевидно»
Александр Носович
До выборов в Рижскую городскую думу остается около двух недель, и вопрос о том, каким будет расклад сил в самоуправлении латвийской столицы по итогам 1 июня, становится все более актуальным. Свою оценку программ кандидатов, прогноз вероятных итогов выборов и их влияния на дальнейшее развитие политической ситуации в Латвии в интервью порталу RuBALTIC.Ru дала экс-спикер Сейма Латвии, декан факультета европейских исследований Рижского университета им. Страдыня, профессор Илга КРЕЙТУСЕ:
- Госпожа Крейтусе
- По моим оценкам «Центр Согласия» получит где-то около половины голосов. Хотя я не уверена, что они получат большинство, которое позволит им возглавить самоуправление в лице одной своей партии.
- Если анализировать рейтинги, то каков сейчас расклад сил между основными кандидатами?
-
- Последние годы власть в Риге удерживал оппозиционный «Центр Согласия». Какую альтернативу идеям этой партии в своих программах предлагают партии от правящей коалиции Латвии?
- Против «Центра Согласия» сейчас борются сразу три правящие партии: «Единство», ВЛ-ОС/ДННЛ и Партия реформ. Вопреки законам политологии они не объединяются в избирательный блок, а предпочитают конкурировать еще и между собой, чтобы получить 5% для прохождения в Рижскую думу. От того, кто из них получит эти 5%, зависит, как будет создаваться коалиция в Риге. И очень большой вопрос, смогут ли они, выступая по отдельности, набрать суммарный коэффициент, достаточный для формирования большинства в самоуправлении.
Пока ситуация очень неопределенная, но главный вопрос, все же, это электоральное выступление «Центра Согласия».
- А что эти три партии правящей в Латвии коалиции предлагают рижскому избирателю?
-
Увы, хоть мне и неприятно это признавать, но вопрос ставится так: кто за кого. Латыши за латышей, русские за русских.
Как результат применения таких лозунгов ВЛ-ОС/ДННЛ получит около 6% голосов (я думаю, что «Национальное объединение» окажется вторым после «Центра Согласия», пройдет в Рижскую думу), хотя особым политическим успехом это для них не будет.
Эта ситуация этнического разделения электората мешает другим партиям: если в выборах решат участвовать представители молодого поколения, то для них тема «бей русских» / «бей латышей» уже не будет так важна.
Очень плохо, что в Риге на выборах до сих пор сохраняется это разделение: если ЦС – это русские, то все остальные партии – это латыши. Но сейчас это – данность и особенно печально то, что эту данность поддерживают, в первую очередь, усилия политиков от правящих партий.
Потому что на уровне молодого поколения все больше стирается это противопоставление – либо русский, либо латыш. И это может в ближайшем будущем принести немало сюрпризов на выборах в Латвии.
- Как результаты выборов в Риге могут повлиять на расклад сил перед парламентскими выборами 2014 года?
- На данный момент они особенно не могут повлиять, потому что, что есть, то есть: в существующей в Латвии политической конфигурации «Центр Согласия» никогда не получит более 30% голосов, это уже доказано историческим опытом. Если его лидеры не поменяют отношение к правительству, подход к созданию коалиции (а я считаю, что самой большой их ошибкой на прошлых выборах было выдвижение двух кандидатов в премьер-министры, как будто нет определенного выбранного кандидата), вот если продолжится серия таких ошибок, то это будет окончательным доказательством того, что результат ЦС в Латвии никогда не превысит 30%. Им нужно менять отношение к тому, как создавать правящие коалиции в Латвии, как формировать правительство.
Хотя сейчас сложилась такая ситуация (во всяком случае, создается такое впечатление), что «Центру Согласия» выгодно находиться на позициях оппозиции.
Депутаты от ЦС ведь себя в Сейме очень неуютно чувствуют. Если эта ситуация сохранится, то положение дел в стране будет только ухудшаться.
Потому что рижская история – это одно, а республиканское правительство – другое. При этом Рига – это одна треть Латвии, и как бы они сейчас в ней не преобладали, но для того, чтобы не проигрывать на выборах, придется менять свою стратегическую линию «вечного оппозиционера».