«Хорошие русские»: в Прибалтике создают «потёмкинское» русское движение
Александр Носович
Напуганные событиями в Крыму и Восточной Украине, власти стран Балтии всё чаще задумываются о работе со своим русскоязычным населением. Звучат заявления о том, что русские в странах Балтии отличаются от русских из России; инициируются общественные организации «правильных» русскоязычных, которые лояльны политическим режимам балтийских государств и не поддерживают политику России. Перспектив у такой одобренной сверху русскоязычной общественности нет: при всей неоднородности русскоязычного населения Латвии и Эстонии, «хорошие», то есть ассимилированные по всем правилам прибалтийской этнической политики русские составляют в нём абсолютное меньшинство.
Несколько недель назад в Эстонии начался сбор подписей под Меморандумом 14, авторы которого, выражая тревогу из-за украинских событий, призывали своих русскоязычных соотечественников сплотиться вокруг «законных представителей власти Эстонской республики». Среди авторов Меморандума были такие широко известные в русскоязычных кругах деятели, как, например, координатор Фонда открытой Эстонии Елена Кацуба, которая на гранты Фонда Сороса приглашала в Эстонию Валерию Нодоворскую: по приезде в Эстонию та расхваливала институт негражданства и называла местное русское население быдлом. Едва ли после организации подобных мероприятий Елена Кацуба могла стать моральным лидером русской общины. И едва ли она может считаться выразителем интересов русской общины, если только интерес эстонских русских не состоит в том, чтобы их называли быдлом.
Зато Кацуба и другие солидарные с её взглядами русскоязычные общественные деятели Эстонии могут считаться выразителями интересов эстонских властей: их демонстрируют западным партнёрам как доказательство эффективности официального курса – курса на ассимиляцию русскоязычного меньшинства. Их профессия – «хорошие русские».
Услуги «хороших русских» на политическом рынке стран Балтии востребованы как никогда. Практически в унисон с эстонскими коллегами и тоже в связи с украинскими событиями активизировались «хорошие» латвийские русские. Публицист Игорь Ватолин заявил о создании «Европейского русского движения», которое должно объединить русских, ориентированных на европейские ценности и поддержку латвийского руководства. «Мне кажется, что после крымских событий любой человек должен понять, является ли он патриотом Латвии и Европы», — поясняет свою идею Ватолин.
Кто такой Игорь Ватолин? Это историк и публицист, сотрудничающий с работниками Музея оккупации Латвии и критикующий институт неграждан за то, что он даёт латвийским «неграм»… ощущение морального превосходства, право считать себя жертвой и основания для «ностальгии по совку». «В нашей стране всякий "негр" вправе ощущать себя политрепрессированным, личный неуспех объяснять не ленью и отсутствием предприимчивости, а политикой "ненавистного этнократического режима". Воистину изгойство стало блаженством, прописанным законодательством Латвийской Республики», - писал Игорь Ватолин в одной из своих статей, заявляя, что массовое лишение гражданства в начале 90-х годов играло «функцию презерватива», то есть отстраняло от строительства новой демократической Латвии «совков». Поэтому Закон о гражданстве, предоставлявший его только тем, чьи предки жили в Латвии до 1940 года, был вещью нужной и правильной.
Зато теперь негражданство из «презерватива» превращается в «бомбу замедленного действия»: неграждане коснеют в своей «совковости», пользуются незаслуженными льготами и могут сыграть роль «пятой колонны» путинского режима. «Во избежание прямого взрыва или медленного отравления латвийского общества продуктами распада ядовитой начинки следует безо всяких условий с обеих сторон предоставить самим негражданам возможность выбора: оставаться в теперешнем дискриминационно-привилегированном статусе или принять латвийское гражданство», - заключает Игорь Ватолин.
То есть все его тяжкие размышления по этому вопросу в итоге сводятся к поддержке официальной точки зрения: пусть идут и сдают на гражданство. Типичный «хороший русский»!
Если исходить из того, что в «Европейское русское движение» войдут единомышленники Ватолина, то несложно догадаться, какие люди там окажутся. Это могут быть депутаты Сейма от «Единства» Юдин и Лоскутов, поддержавшие преамбулу к Конституции о «латышской Латвии» или «специалист по этикету» Екатериничева-Авотиня, называвшая латвийских русских гопниками и заявлявшая на совместных форумах с латышскими ультраправыми, что «никакой этнической дискриминации русских в Латвии нет». Соотечественники давно уже присвоили этой когорте общественных деятелей ёмкое определение «интеграсты».
«У нас здесь шутят: что значит хорошо интегрированный русский Латвии? Если 9 мая для вас День Победы, то вы плохо интегрированный русский, если это день скорби и начала новой оккупации, то вы хорошо интегрированный. Учитывая, что пока для подавляющего большинства русскоязычных 9 мая – это День Победы, то ожидать, что разделять эксцентричные идеи Ватолина будет хоть сколько-нибудь значительное количество русскоязычных, наивно. Наверное, в его организации будут наши традиционные «ручные» (как они оцениваются с латышской стороны) русские, те, кто и так традиционно в таких организациях», - заявил RuBaltic.Ru спикер «парламента непредставленных» активист Конгресса неграждан Латвии Валерий Комаров.
С другой стороны, Ирине Кацубе и Игорю Ватолину нужно отдать должное в профессиональном плане: они активизировались в общественном пространстве Эстонии и Латвии в самый подходящий момент – напуганные пророссийскими выступлениями в Крыму и Восточной Украине, балтийские власти как никогда готовы финансово и административно стимулировать «потёмкинские» организации «хороших русских».
Из их заявлений уже понятно, что деятельность «ручных» русскоязычных организаций будет строиться на противопоставлении прибалтийских русских россиянам и российской политике: русские Прибалтики – это патриоты своих стран и Евросоюза, они протестуют против «имперской агрессии» России и поддерживают свои правительства, потому что разделяют европейские ценности. Правда, здесь неизбежно возникает вопрос: какие ценности имеются в виду и разделяются ли они странами Балтии?
«На мой взгляд, Латвии, хоть она и часть Евросоюза, до европейских ценностей - во всяком случае, так, как я их понимаю: ценности свободы, равенства, братства - до этих ценностей Латвии ещё очень далеко. Потому что если Латвия к европейским ценностям уже пришла, то как объяснить, что европейские институции вроде Еврокомиссии или ЕСПЧ критикуют её за их отсутствие? - удивляется латвийский социолог Ольга Процевская, чья статья «Кодекс поведения хорошего русского» в прошлом году вызвала большой резонанс в латвийском обществе. - Если в этом движении Ватолина считают, что в Латвии всё в порядке с демократией, с правовым государством, с равноправием, то у меня могут возникнуть подозрения, что это “партия хороших русских”. И меня наводит на размышления и сомнения изначальная негативная установка, что это движение основано, чтобы обозначить, что мы не те русские, которые за Путина, мы другие. Размежеваться. Но, в любом случае, для меня, когда человек говорит, что он за европейские ценности, то в Латвии этот человек должен быть в первых рядах защитников русских школ и борцов за ликвидацию статуса негражданина, потому что та несправедливость, которая есть сейчас, – это грубое искажение европейских ценностей. Если члены этой организации “европейских” русских пойдут на баррикады в борьбе с позорным институтом неграждан, тогда да, это круто», - заявила Ольга Процевская RuBaltic.ru. Однако, судя по текстам того же Ватолина, борьбы на баррикадах за права неграждан от него ожидать не приходится.
«Хорошие русские» говорят то же, что самые националистически настроенные прибалтийские политики. Они пытаются обосновать и оправдать националистическую политику, нередко выступая от имени всего русскоязычного населения. Какие из них могут быть представители интересов русскоязычных?
Словно предвосхищая инициативу Ватолина, несколько дней назад об отличии латвийских русских от русских из России и их желании жить в Латвии и ЕС заявляла депутат Европарламента от «Единства» Инесе Вайдере. Но если инициативы о создании движения «европейских русских» оглашаются спустя несколько дней после заявления дамы, прославившейся сравнением русского языка с языком чукчей, то можно ли авторов таких инициатив считать в принципе представителями русской общины, не говоря уже о выражении ими интересов русскоязычных? Если эти люди и выражают чьи-либо интересы, то только интересы руководства балтийских стран.