Политика Политика

Как это будет: Литва в 2014 году

Для Литвы 2014 г. будет временем обострения внутриполитических проблем и принятия важных решений как в политике, так и в экономике. Нынешняя ситуация в стране свидетельствует о том, что эти решения в итоге продемонстрируют консервацию реализуемого курса развития.

Политика

Наступивший 2014 г. – год выборов в Литве. «Это будут выборы президента, выборы депутатов Европейского парламента от Литвы, и выборы в самоуправления, - рассказывает социолог, директор центра изучения общественного мнения и рыночных исследований Vilmorus Владас Гайдис. - Наибольший интерес в обществе обычно вызывают выборы президента – главы государства. Я думаю, так будет и в этот раз».

Однако на данный момент нет ответа на главный вопрос – примет ли участие в выборах Даля Грибаускайте. Свой ответ литовский президент должна объявить в ближайшие недели, и с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что ответ этот будет положительным. Единственным препятствием на пути участия Д.Грибаускайте в предстоящих выборах могут стать лишь неожиданно открывшиеся перспективы на «брюссельском направлении» - доктор Грибаускайте известна своими амбициями занять пост главы Еврокомиссии.

Однако судя по провальным итогам главного элемента литовского председательства в ЕС – Вильнюсского саммита Восточного партнерства – политические котировки Грибаускайте на европейских биржах падают, а значит карьерные перспективы в ЕК в 2014 г. для президента Литвы, воспевавшей в своей диссертации советский режим, будут весьма слабыми. Д.Грибаускайте, скорее всего, примет участие в президентских выборах в мае 2014 г., и избирательная кампания, таким образом, потеряет сколь-либо серьезную интригу.

«Отрыв действующего президента от конкурентов очень велик, это может снизить внимание населения к этим выборам из-за их большой предсказуемости, отсутствия на них интриги. Но все-таки конкретные результаты выборов прогнозировать пока рано, потому что не известны еще все претенденты на должность президента», - считает В.Гайдис.

Однако уже сейчас можно сказать, что среди выставивших свои кандидатуры участников выборов нет достаточно яркого и самостоятельного политика, чтобы составить конкуренцию Дале Грибаускайте. Таким политиком мог бы теоретически стать второй по популярности политик страны – премьер Альгирдас Буткявичюс. Выдвижение его кандидатуры было бы тем более понятно, если учитывать, что главные оппоненты СДПЛ – консерваторы – поддержат в качестве своего кандидата именно Д.Грибаускайте. Однако чрезвычайно лояльный к президенту А.Буткявичюс, по всей видимости, предпочел избежать предвыборных конфликтов с президентом, а потому социал-демократы выдвинули от себя на выборы евродепутата Зигманта Бальчитиса – уважаемого политика, но не в пример гораздо менее популярного, чем лидер СДПЛ.

Кандидаты от партии «Порядок и справедливость» и Партии труда, без сомнений, внесут определенную остроту в предвыборную гонку, но также серьезно не повлияют на ее ход и результаты. Рейтинг «сбитого летчика» Роландаса Паксаса («ПиС») колеблется в районе нескольких процентов. Артурасу Паулаускасу (ПТ) доверяют больше – около 10% населения. Однако, думается, в его избирательной кампании основную роль будет играть другой политик – спикер Сейма Лорета Граужинене. Вероятно, именно на главе парламента будет лежать основная функция по «расшатыванию» имиджа железной литовской леди Дали Грибаускайте в то время как сам Паулаускас станет выступать с позитивной повесткой. Однако нельзя исключать и рокировки Паулаускаса-Граужинене в случае заметного роста популярности спикера.

Муниципальная и европарламентская избирательная кампании будут находиться несколько в тени президентских выборов и, скорее всего, зафиксируют прежнее соотношение сил. Наиболее успешными окажутся кандидаты от СДПЛ, как наиболее популярной сейчас партии Литвы. На втором месте, вполне вероятно, окажутся политики из СО-ХДЛ, которая в последние месяцы поступательно увеличивает свою популярность в обществе, критикуя на правах оппозиции действия властей.

В целом накладывающиеся друг на друга избирательные кампании неизбежно создадут в 2014 г. серьезное общественно-политическое напряжение в стране.

В связи с этим можно ожидать обострение риторики, особенно в случае консерваторов и Партии труда в отношении друг друга. А также вполне вероятно, что история 2013 г. с «утечкой» из ДГБ окажется лишь прологом к затяжной политической истерике литовской президентуры, пойманной на этой «утечке» за руку, в отношении России в течение 2014 года. Кроме того, помимо дальнейшего обострения отношений Литвы с РФ можно прогнозировать и возможное ухудшение диалога Вильнюса с Варшавой – и здесь вновь сыграет свою роль лично Д.Грибаускайте, которая непременно постарается использовать традиционную карту исторических обид в своей избирательной кампании.

Экономика

Доминантой экономического развития Литвы в 2014 г. станет цель введения евро с 2015 г. По сути, это означает стремление к экономии на протяжении всего года, чтобы не выйти за рамки Маастрихтских критериев. Данное обстоятельство непосредственным образом затронет работников бюджетной сферы и пенсионеров, которые до сих пор не дождались возвращения их доходов на предкризисный уровень. Согласно закону о государственном бюджете Литвы на 2014 г., его дефицит составит 1,9%: ожидаемые доходы бюджета в этом году 26,09 млрд. литов (из них 7,3 млрд. литов - деньги ЕС), а расходы - 27,03 млрд. литов. Накануне Нового года Даля Грибаускайте заявила, что 2014 г. станет годом решения социальных проблем в Литве – обычная предвыборная риторика.

В рамках курса на введение евро подобные заявления являются, с одной стороны, популистскими, а с другой - просчитанным шагом в рамках президентской кампании по дискредитации имиджа социал-демократов, возглавляющих правительство.

Можно ожидать, что в 2014 г. «социальная риторика» президента сохранится и будет контрастировать с решениями правительства, действия которого окажутся скованы бюджетными реалиями - в результате Д.Грибаускайте получит дополнительные возможности для критики оппонентов из СДПЛ.

Кроме того, экономический 2014 год станет ключевым для главных инфраструктурных проектов Литвы. В этот год должна будет определиться судьба Висагинской АЭС. Данный проект находится в подвешенном состоянии с осени 2012 г., когда пришедшие к власти социал-демократы пообещали разработать более выгодный проект строительства атомной электростанции, однако до сих пор по этому вопросу ведутся лишь бесконечные экспертные консультации и обсуждения с региональными партнерами, которые все с большим скепсисом и сомнениями воспринимают идею строительства ВАЭС. Последнее обстоятельство должно будет сыграть ключевую роль в Висагинском проекте: если Латвия и Эстония откажутся от строительства станции, то Литва окажется не в состоянии реализовать строительство АЭС самостоятельно. Однако если учитывать политическую подоплеку проекта, можно предположить, что 

Вильнюс все же добьется поддержки Риги и Таллина, разработав при этом новый проект ВАЭС, который будет представлен как более экономичный. При этом нельзя исключать, что по этому новому проекту будет проведен новый референдум с целью добиться легитимности строительства.

Более успешная судьба в 2014 году ожидает проект СПГ-терминала в Клайпеде. На этот год намечено завершение строительства. Однако его экономическая эффективность пока по-прежнему вызывает сомнения. Во-первых, неизвестны поставщики сжиженного газа для этого терминала. Во-вторых, даже если этот поставщик будет найден, преждевременно было бы утверждать, что этот газ окажется дешевле российского, для замены которого и строится СПГ-терминал. В-третьих, даже если сжиженный газ окажется конкурентоспособен, скорее всего, его объема не хватит, чтобы полностью отказаться от российских поставок. При самом удачном стечении обстоятельств, когда цена на импортируемое через СПГ-терминал топливо будет ниже или равна российскому газу, Литве удастся лишь диверсифицировать свои поставки энергоресурсов, но никак не полностью отказаться от связей с «Газпромом».

На шаг вперед в 2014 г. должен будет продвинуться еще один инфраструктурный проект, в котором принимает участие Литва – строительство железной дороги Rail Baltica. Накануне Нового года Литве, Латвии и Эстонии не удалось подписать соглашение о создании совместного акционерного предприятия по реализации проекта. Главной причиной разногласий стало требование официального Вильнюса присоединить литовскую столицу с европейской узкоколейкой, что прежде не было предусмотрено планами строительства. Однако на первые недели 2014 г. намечена новая встреча представителей трех стран-партнеров, на которой предполагается решить данную проблему.

Общество

Общественная ситуация в стране будет также во многом диктоваться президентской избирательной кампанией.

В частности, опять будут «неожиданно» актуализированы исторические вопросы, начнутся дискуссии о столь любимых балтийскими странами «мешках КГБ», коммунистическом прошлом представителей литовской элиты и, конечно же, биографии самой Дали Грибаускайте, которая так тщательно старается скрывать отдельные эпизоды своей жизни. К примеру, на специально созданной интернет-странице kgbveikla.lt уже обещают опубликовать более 4000 документов о деятельности КГБ в различных районах Литвы, о шпионской работе на Западе, в организациях выходцев из Литвы, а также о тех, кого еще только собирались завербовать в КГБ.

На данный момент не заметны сигналы о том, что с этой избирательной кампании может начаться процесс постепенного снижения роли «манипуляций с историей» в литовской политике. Хотя в конце 2013 г. парламентская комиссия по вопросам и правам пострадавших от оккупационных режимов лиц, также предвидя надвигающуюся антисоветскую информационную кампанию, на своем заседании решила, что отдельный Закон и программа десоветизации для Литвы уже утратили свою актуальность ввиду довольно большого «срока давности» этой проблемы. Но в то же время со стороны консерваторов и при молчаливом одобрении социал-демократов ведется линия на документальное закрепление того, чтобы родившиеся в советское время литовцы имели в качестве места рождения не «Литовскую ССР», а «оккупированную Литву».

Это говорит о том, что реальной европеизации политического процесса Литве еще далеко.

Еще одна общественная проблема, которую, скорее всего, обострит президентская избирательная кампания - положение нацменьшинств Литвы. В прошлом году уже были отменены льготы для экзаменов по литовскому языку для нелитовцев. При этом в конце года президент Д.Грибаускайте жестко раскритиковала, назвав «возвращением в постсоветское пространство», другие законы, которые предусматривали некоторую, весьма сдержанную либерализацию языковой политики Литвы в местах компактного проживания нелитовского населения.

В силу активизации в предвыборный период риторики Грибаускайте об угрозах литовской идентичности и внутренних «врагах государства», к которым традиционно относят местных поляков, а еще больше - русских, следует ожидать консервации или даже некоторого ужесточения действующей национальной политики Литвы в 2014 г.

Помимо этого, можно ожидать и сохранения в 2014 г. государственного давления на нелояльные литовским властям СМИ. Данная тенденция активизировалась еще во второй половине 2013 г. в связи с мобилизацией литовского pr-ресурса в интересах председательства страны в ЕС. Теперь некоторого смягчения ситуации приходится ожидать в лучшем случае лишь во второй половине 2014 г., после завершения предвыборной гонки. Во время же избирательной кампании литовские спецслужбы будут, вероятно, ориентированы на поиск и предотвращение появления невыгодного для Д.Грибаускайте контента. Погашение же «информационной волны» будет производиться по отработанной схеме, когда неудобные данные будут признаваться при помощи пола лояльных «экспертов» провокацией, направленной против литовской государственности.