Первые дни Олимпиады запомнились не только соревнованиями спортсменов, но и политическими встречами. Прибалтийские политики воспользовались моментом, чтобы обсудить с российским руководством в праздничной обстановке проблемы двусторонних отношений.
Сочинскую Олимпиаду демонстративно бойкотировали почти все прибалтийские лидеры. Эстонию формально вообще не представляли ни президент, ни премьер. Глава правительства Андрус Ансип все же в Сочи приехал, но без официального статуса: взял отпуск за свой счет, сам собрал чемодан и на свои же деньги отправился в качестве болельщика на трибуны арены «Фишт». Примерно в том же формате принял участие в открытие Олимпиады мэр Таллина и председатель Центристской партии Эдгар Сависаар. По его словам, политических встреч в рамках сочинской поездки он не планировал, а вот частных должна была быть масса. И это не случайно, если учесть, что патриарх эстонской политики прибыл на спортивное торжество по личному приглашению президента РЖД Владимира Якунина.
К тому же открытие Олимпиады, на которое, в отличие от прибалтийских лидеров, съезжаются почти все сильные мира сего от политики и от бизнеса – отличное место для налаживания контактов и продвижения своих интересов.
Единственный из глав балтийских стран в Сочи, кто официально приехал - латвийский президент Андрис Берзиньш. Но и последний из-за своего решения посетить церемонию открытия XXII Зимних Олимпийских игр попал под шквал критики со стороны правящих политиков. Тем не менее, «враждебное» российское руководство к Берзиньшу отнеслось уважительнее и теплее, чем иной раз «дружественное» европейское. Вспомнить хотя бы последний визит президента ЕС Хермана ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Латвию в середине января для участия в торжественной церемонии в честь введения евро. Тогда евроруководство даже не встретилось с главой посещаемого государства: Берзиньш не был приглашен на официальный прием. В Сочи же президент Латвии принял участие в торжественном ужине, организованном президентом Международного олимпийского комитета Томасом Бахом. Там же А.Берзиньш впервые встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Беседа двух президентов прошла вполне в олимпийской, дружественной атмосфере. «С Путиным у меня был конструктивный разговор о ближайшем и более отдаленном сотрудничестве. Я уверен, что после состоявшегося в конце января последнего саммита ЕС-Россия развитие будет происходить в позитивном направлении», - рассказал журналистам А.Берзиньш.
Как бы после таких откровений, например, Артис Пабрикс не предложил сделать Берзиньша персоной нон-грата в Латвии. Ведь запрещал же экс-министр обороны ездить латышам в спортивные лагеря на территории России? А тут и визитер масштабнее и повод – как такое стерпеть?
Но наиболее конкретен в продвижении своих интересов на олимпийской площадке оказался литовский премьер Альгирдас Буткявичюс, который решил поддержать не только своих спортсменов, но и остальных литовцев – снижением цен на газ. В день открытия Олимпиады глава правительства Литвы встретился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. В последний раз аналогичная встреча прошла в Вильнюсе в сентябре прошлого года. Результатом той дискуссии стали «оплеухи» со стороны президента и подозрения в том, что А.Буткявичюс готовится «продать» Литву в обмен на низкие газовые цены. К слову, предательство интересов Литвы консервативное крыло литовских политиков видит в любых уступках российскому концерну. В итоге сентябрьская встреча никаких результатов не возымела.
Но вот, казалось бы – новый шанс. Буткявичюс и Миллер снова за столом переговоров, беседовали больше часа (в два раза больше запланированного), обсудили уже традиционно цены на газ, транзит в Калининград и Третий энергопакет. Премьер остался доволен и увидел добрый знак даже в том, что Дмитрий Медведев в Сочи пригласил своего литовского коллегу к столу, да еще и вместе с женой. Но срок годности у этого литовского оптимизма, думается, выйдет уже совсем скоро – во вторник.
Рассказывая журналистам об итогах ценовых переговоров, Буткявичюс заявил о предложении «Газпрома»: «Меня лично оно удовлетворяет». Ключевое слово здесь - «лично». Личное мнение Буткявичюса по данному вопросу не интересовало руководство страны в лице доктора Грибаускайте в сентябре 2013 г., вряд ли заинтересует и сейчас. Завтра, во вторник, предложения Миллера литовский премьер передаст на встрече президенту.
Есть ли какие-то причины тому, чтобы не повторились в очередной раз «оплеухи» за попытки дружить с тем, с кем не надо?
И это проблема не только Буткявичюса, а всех прибалтийских гостей Олимпиады. Выражаясь спортивным языком, внутри своей национальной политической сборной они - не капитаны. Есть ли у них возможность решить хоть какую-то проблему в диалоге с восточным соседом до тех пор, пока главным видом спорта для элит в этих странах остается сдерживание России? В таких условиях любой голубь мира будет разве что гадким утенком.