Фесенко: ЕС предлагал Украине моральную, а Россия – реальную поддержку
Александр Носович
Спустя месяц после Вильнюсского саммита Восточного партнерства продолжается украинский политический кризис, который зампредседателя литовского Сейма Гедиминас Киркилас недавно назвал «исключительной заслугой Литвы». О причинах и перспективах киевского Майдана, развитии украинского политического кризиса и влиянии на эти события России и Евросоюза в интервью RuBaltic.Ru рассказал украинский политолог, директор Центра политического анализа «Пента», член Общественного совета при МИД Украины и Российско-Украинского консультативного совета Владимир ФЕСЕНКО:
- Владимир Вячеславович, как, на Ваш взгляд, будет развиваться политическая ситуация в Украине в 2014 году, особенно в контексте президентских выборов?
- Ситуация будет развиваться по тем сценариям и лекалам, которые были намечены в 2013 году. В стране не закончился политический кризис, который возник в конце ноября - начале декабря 2013 года. Он будет продолжаться, потому что причины этого кризиса не устранены. И восприниматься людьми этот кризис, конечно, будет в контексте президентских выборов.
- По Вашему мнению, на сегодняшний день Майдан выдохся или возможен новый всплеск протестной активности?
- Майдан продолжается, его никто не распускает. В Украине, в отличие от России, протестующие собираются не на один день. Майдан – это уже такой казацкий оппозиционный лагерь, это уже отработанная методика, технология, где налажены даже такие технические детали, как дежурство представителей различных регионов. Уже заявлено, что и Новый год, и Рождество будут праздноваться на Майдане. Я, конечно, не исключаю, что власть может попытаться убрать Майдан, но любая попытка силового разблокирования Майдана может привести только к очередному обострению политической ситуации и к новому всплеску оппозиционной волны.
Так что в наступающем году мы, скорее всего, будем видеть традиционные для Украины национальные и политические колебания, такие украинские качели: то некоторое успокоение, нормализация ситуации, то очередной всплеск, очередное обострение.
Все зависит от конкретного повода: будет повод – будет обострение ситуации. Но, так или иначе, обе стороны уже готовятся к президентским выборам – кульминация, ключевой момент в противостоянии будет связан как раз с президентскими выборами. А Майдан будет таким оппозиционным плацдармом для ведения президентской кампании оппозицией. У оппозиции уже есть определенный опыт, наработки, они научились собирать на Майдане не менее 100 тысяч протестующих. А уровень протестных настроений сейчас такой, что для оппозиции не будет большой проблемой и в следующем году мобилизовать в центре Киева внушительные группы протестующих.
- Как украинское общество и элиты отреагировали на новые соглашения России и Украины: по газу, по кредиту в 15 млрд долларов?
- Неоднозначно отреагировали. Как, собственно, и в России. Естественно, Янукович от этих соглашений выиграл. Но этот выигрыш временный. Вспоминая известную сказку Гайдара, Янукович сейчас действует по принципу «нам бы день простоять, да ночь продержаться». Конечно же, и эта скидка в цене на газ, и кредит в 15 млрд долларов, и первый транш в 3 млрд, который мы как раз сейчас, в ближайшие дни, должны получить – все они дают Януковичу шанс продержаться до президентских выборов. Но эти меры не решат экономических проблем Украины. Более того, если вследствие подписания этих соглашений встанет вопрос о сближении Украины с Таможенным союзом, если встанет вопрос о включении Украины в Евразийский экономический союз, то это, несомненно, приведет к новой волне политического кризиса. Немалая часть населения страны категорически против участия Украины в Евразийском экономическом союзе. Именно поэтому сейчас наши политики от власти не пошли на публичные заявления о возможности участия Украины в Таможенном союзе.
Эта проблема сохраняется, и по этой причине во время президентских выборов возможно политическое противостояние не только между властью и оппозицией, но и между двумя частями украинского общества: той частью, которая хочет сближения с Россией, и той частью, которая хочет сближения с Европейским союзом и категорически против евразийской интеграции.
- Заместитель председателя литовского Сейма Гедиминас Киркилас на днях заявил, что украинский Майдан – это «исключительная заслуга Литвы». Как Вы это прокомментируете?
- Я думаю, что есть много европейских политиков, которые хотели бы попиариться за счет Майдана. Однако у украинского Майдана внутренние причины.
Да, тема европейской интеграции на Майдане является одной из ключевых, но не единственной и не главной.
Первый Майдан, который назвали Евромайданом, он возник из-за того, что украинское руководство в последний момент отказалось подписывать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Именно это в первый раз вызвало протестные настроения общественности. А второй, нынешний Майдан возник 1 декабря вследствие разгона Евромайдана в ночь на 30 ноября. Причины этого Майдана преимущественно внутренние – это реакция украинского общества на жесткий насильственный разгон мирной акции протеста.
Литва активно участвовала в процессе переговоров об ассоциации Украины с Евросоюзом – об этом помнят наши активные сторонники европейской интеграции Украины. Литовские политики приезжали на Майдан, как собственно и политики многих других европейских стран.
Однако Евросоюз в сложившейся тяжелой политической, геополитической и экономической ситуации оказывал Украине преимущественно моральную поддержку. А Россия, Кремль оказали непосредственную экономическую помощь. Поэтому Кремль в сложившейся ситуации одержал тактическую победу.