Эйнарс Граудиньш: Латвия переживает очередное обострение русофобии
Сергей Рекеда
Президент Андрис Берзиньш рассказал о кандидатурах, которые обсуждались в качестве наиболее приоритетных в ходе консультаций с партиями. Все они – представители «Единства», включая лидера партии Солвиту Аболтиню. Таким образом, вероятность появления «беспартийного правительства профессионалов», идея о котором довольно широко обсуждалась в последние недели, практически сводится к нулю, также как и вероятность ослабления этнической составляющей в политическом процессе Латвии. Новое правительство, судя по всему, станет полноценным преемником кабинета Домбровскиса, во время которого, по мнению латвийского политолога и публициста Эйнарса ГРАУДИНЬША, произошло очередного обострение политической русофобии в стране:
- Роль русских в политике Латвии несущественна, потому что по существенным, стратегическим вопросам, таким как закрытие русских школ, присвоение улице в Риге имени Джохара Дудаева – палача русского народа, по вопросу русского языка как второго государственного, по вопросу гражданства – по всем стратегическим вопросам для русского населения решений сегодня нет. Были мероприятия, акции, политические процессы, но ни один из них не закончился позитивно для русскоязычного населения.
При этом ежегодно увеличивается процент русофобии, выдавливания всего русского, в том числе в историческом плане, в культурном плане. Мы видим, что сейчас происходит с переписыванием истории, как уничтожается культура как таковая. Словом, идет нападение на все, что ассоциируется со словом «русское».
Можно выделить три основных этапа эволюции роли русских в латвийской политике.
Первый этап – когда обманули всех, кто участвовал в референдуме об образовании Латвийской республики – тогда и речи не шло, что может быть какое-то негражданство.
Второй этап – когда очень резко пошло уничтожение всего русского. Тогда были крупные политические акции в защиту русских школ. Тогда вопрос ставился так, что русские школы – это «наш Сталинград». После этого власть резко усилила давление на все русское.
И третий этап идет прямо сейчас, когда правящий коалиционный режим просто мстит за проведение референдума по русскому языку как второму государственному. То, что мы сегодня видим – предложение снести памятник воинам-освободителям, проект преамбулы Конституции – это все ответ правящего режима на действия русскоязычной общины по защите своих прав.
Я когда-то делал небольшое исследование о том, сколько у нас было министров русского происхождения. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.
И поверьте мне, что какой бы там не был профессионал, если человек из русскоязычной среды, он в элитные группы латвийской политики не попадет никогда.