Официальный старт очередной президентской избирательной кампании литовская элита встретила далеко не в самом лучшем состоянии. Глава государства оправдывается из-за «домыслов» российских СМИ, правительство критикует спецслужбы за правовой «беспредел», председатель Сейма идет почти на открытый конфликт с Грибаускайте. На горизонте у страны-председателя ЕС замаячил политический кризис.
Председательство в Совете ЕС и демократическое «просветительство» в странах Восточного партнерства, очевидно, оказалось для литовских политиков не столь легкой ношей, как предполагалось ранее. Кажется, что руководство страны погружается в политический невроз. Иначе чем еще можно объяснить целый ряд последних событий?
Не может не удивлять хотя бы уже факт того, что президент Литвы, тем более постоянно призывающий к максимальной дистанции в отношениях с Россией, вдруг комментирует «мысли вслух», изложенные несколькими днями ранее на нашем небольшом портале, к тому же уже получившем от литовских спецслужб ярлык «рупора Кремля». В статье «Чего боится Грибаускайте или самострел ДГБ Литвы» RuBaltic.Ru лишь честно признался в том, что страхи литовского президента поставили редакцию в тупик: ведь, казалось бы, все неприглядные в литовских реалиях факты из биографии Дали Грибаускайте уже преданы огласке, а потому остается лишь гадать, что же еще более страшное можно скрыть в этой ситуации. В качестве простого предположения было отмечено, что исключительно теоретически этим «страшным» могли быть, например, связи будущего литовского лидера с КГБ во время учебы в Ленинграде. Портал вовсе не настаивал на том, что все было именно так; более того – можно понять желание любого человека не выставлять на всеобщее обозрение некоторые моменты своего прошлого, но один момент все же остается неясным, как не крути:
Зачем акцентировать общественное внимание на том, что заранее признано клеветой и пропагандой? Зачем президенту независимой страны оправдываться и откликаться на провокации, ведь, как все поняли со слов г-жи Грибаускайте, тут и говорить-то не о чем, не так ли?
Все это больше напоминает невроз, набирающий силу в условиях, когда не остается рациональных, трезвых аргументов. Подобное в Литве уже случалось раньше: хотя бы в 2008 г., когда газета «Виленский вестник» была «наказана» лишь за публикацию статьи польского профессора Криштофа Буховского «Взгляд поляков и литовцев на период между Первой и Второй мировыми войнами». Газету тогда лишили финансовой господдержки. В 2012 г. случился другой громкий медиа-скандал, когда в день предполагаемого выхода программы Руты Янутене о прошлом Д.Грибаускайте видео было не допущено до эфира, а его авторы затем лишились работы. Теперь же похожие случаи следуют цепочкой один за другим: запретить ПБК, прижать «Комсомолку», устроить обыски у журналистов BNS. Причем если в первых двух случаях литовские политики могут оправдать себя «священной войной» с кремлевской пропагандой, то в случае с Baltic News Service теряет силу даже этот аргумент – данное агентство принадлежит скандинавскому капиталу.
То есть в стране-председателе ЕС спецслужбы устраивают войны со своими же, европейскими, партнерами!
И здесь становится понятно, что «закрытая справка» ДГБ стала больше, чем просто справка – она разбудила политическую стихию, которую литовскому руководству, очевидно, не удается обуздать. Символом этой стихии уже стали журналисты того же BNS, аплодировавшие у здания ССР, как в 2011 г. белорусская оппозиция в Минске, «успехам» литовских спецслужб в борьбе с работниками пера и клавиатуры. Интересно, что после встречи с Далей Грибаускайте заместитель директора Службы спецрасследований Жидрунас Барткус все же принес свои извинения журналистам, а сама глава Литвы заявила, что ССР должна провести служебную проверку своих действий. Весьма странные шаги, если учитывать, что литовские спецслужбы подчиняются президенту Литвы, а главы этих структур – ставленники Д.Грибаускайте.
Получается, что президент сначала «дает отмашку» на обыски и допросы журналистов, а потом выступает носителем вселенской справедливости и призывает главу ССР покаяться за эти действия – не похоже ли это на очередной мини-спектакль, с помощью которого пытаются отмотать назад неудобные события последних дней?
Ситуацию усугубляют еще и откровенные «доброжелатели» Д.Грибаускайте, такие как новый спикер Сейма Лорета Граужинене. Близкая соратница Виктора Успасских всеми своими действиями будто припоминает президенту дело о «черной бухгалтерии», добавляя в сложившуюся в «верхах» непростую ситуацию свою щепотку абсурда. Спикер Сейма не упускает малейшей возможности, чтобы уколоть Д.Грибаускайте: то отчитает ее за «прогулы» важных международных мероприятий, то президентом назовет опального Р.Паксаса. А помимо этих забавных «шалостей» Л.Граужинене открыто ведет Сейм в атаку на сферу компетенции литовского президента и людей Д.Грибаускайте: на прошлой неделе в парламенте вопреки стараниям консерваторов были приняты законодательные изменения, которые позволят увольнять генпрокурора, если депутаты не утвердили его годовой отчет. Грибаускайте уже назвала эти поправки неконституционными, но отчет генпрокурора Д.Валиса ранее уже не был одобрен народными избранниками, и в Сейме уже готовится проект постановления, которым президенту предлагают уволить генпрокурора.
В таком состоянии литовские руководители подошли к важнейшей избирательной кампании. Следующий шаг в нарастающем внутри Литвы напряжении– это политический кризис. И весь этот разлад вырос из простой обеспокоенности провокационным прошлым Грибаускайте. Попытка сыграть на упреждение обернулась совершенно не контролируемым развитием событий, в которое оказались втянуты (или вляпались?) все основные политические игроки.
Но ведь даже если окажется, что литовский президент и вправду «дружил» с КГБ, небо не рухнет на землю: Дж.Буш-старший был директором ЦРУ, В.Путин – директором ФСБ. И никто не скрывал этих моментов президентских биографий. Да и для Литвы такое прошлое не в диковинку: к примеру, резервистами КГБ был экс-директор ДГБ Арвидас Поцюс и экс-глава МИД Антанас Валенис. А бывших чекистов, как известно, не бывает. Пора бы уже привыкнуть.