Политика Политика

Эксперты: Литва не влияет на приоритеты внешней политики стран Кавказа

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс отправился в понедельник в кавказское турне. Помимо вопросов двустороннего экономического сотрудничества с Грузией, Азербайджаном и Арменией, Вильнюс традиционно попытается навязать странам Южного Кавказа себя в роли посредника с Европой, уверены эксперты опрошенные ruBALTIC.

ru.

Несмотря на бескомпромиссный евроатлантический вектор развития балтийских стран на протяжении последних 20 лет, эти республики всегда обращали внимание на процессы, происходящие на постсоветском пространстве. «Литва является представителем ЕС, но при этом и государством постсоветского пространства, хотя они всячески это отрицают. Они всегда интересовались событиями, происходящими на постсоветском пространстве, причем не только в близлежащих территориях, например в Белоруссии и Украине. Последние лет десять их взоры устремлены и на государства Южного Кавказа», - отмечает старший научный сотрудник института международных исследований МГИМО Леонид ГУСЕВ.

По мнению эксперта, для Вильнюса в регионе могут быть важными возможности энергетического сотрудничества: «Непосредственно Литву на Кавказе интересуют вопросы получения углеводородного сырья, имеющегося в больших количествах в Азербайджане, и вообще территория Южного Кавказа в геополитическом разрезе: через этот регион сейчас проходит значительное число нефте- и газопроводов, особенно от Каспия и стран Центральной Азии в Европу». 

Однако остальные проблемы, которые будут обсуждаться в рамках встреч Л.Линкявичюса на Южном Кавказе – это, прежде всего, общеевропейские вопросы, относящиеся к Литве очень опосредовано. «У литовцев есть определенные претензии на оказание влияния на постсоветском пространстве от имени НАТО, Евросоюза. Они одни из ближайших европейских союзников Штатов, а поэтому играют роль их резидентов в регионе. Я думаю, именно так они себя и видят, потому что, конечно, никакого влияния у самой Литвы нет и быть не может – просто в силу их масштабов», - считает политолог Сергей МИХЕЕВ.

Одним из главных вопросов на переговорах Л.Линкявичюса со своими кавказскими коллегами, станет Восточное партнерство, активным лоббистом которого на постсоветском пространстве пытается выступить Литва. Однако эксперты сходятся в мысли, что данная программа не рассматривается на Южном Кавказе как приоритетное направление внешнеполитической деятельности.

«Я не вижу какого-то сильного развития Восточного партнерства, - отметил в беседе  с ruBALTIC.ru Л.Гусев. - Оно было объявлено несколько лет назад и все. Что касается кавказских государств, активного участия с их стороны в этой программе я пока также не замечаю. Наблюдая последние 20 лет за развитием постсоветских стран, могу сказать, что страны региона соглашаются участвовать почти во всех программах и организациях, которые им предлагают. Это называется многовекторной политикой. Они сотрудничают и в рамках СНГ, и в рамках структур типа Восточного партнерства. То есть на всякий случай там, там и сям. Но какого-то конкретной выгоды от Восточного партнерства нет. Все экономическое сотрудничество южнокавказских государств с Европой осуществляется на двусторонней основе».

«Я думаю, никакой реальной помощи по линии Восточного партнерства страны не получают. Это вопрос отношений с Евросоюзом. Да, наверное, они (Армения, Грузия, Азербайджан – прим. ruBALTIC.ru) заинтересованы в этой программе. Но это не является ни для кого из участвующих в Восточном партнерстве стран жизненной важным вопросом», - считает С.Михеев.

По мнению Л.Гусева, в рамках поездки Л.Лнкявичюса в страны Южного Кавказа может повториться ситуация, когда президент Литвы Даля Грибаускайте фактически поставила ультиматум о выборе между Европой и Россией украинскому президенту Виктору Януковичу во время визита последнего в Вильнюс. «Что касается Армении, то здесь понятно, почему проявляет интерес (руководство Литвы – прим. ruBALTIC.ru). Там недавно прошли президентские выборы: хотя старый президент г-н Саргсян переизбран,  я думаю, интересно с литовской стороны выяснить какие направления внешней политики на новом сроке у него будут.

В Армении довольно сложное состояние: у нее сложные отношения с Азербайджаном из-за проблемы Нагорного Карабаха. С другой стороны, проблемы с Турцией. В итоге получается так, что выход на международную арену идет только через территорию Грузии. А Грузия полностью шла последние годы в направлении евроатлантической интеграции. Поэтому сотрудничать с Россией и развивать какие-то конкретные направления по сотрудничеству с Таможенным союзом для Армении довольно сложно – у нас с ней нет общих границ.

Поэтому я уверен, что заявления Литвы как представительницы Европейского союза (которая наряду с Польшей стала рупором агрессивной части европейских элит, продвигающих идею о том, что постсоветские государства должны идти в сторону Запада) будут связаны в Армении и с проблемой евразийской интеграции. И как новоизбранный президент на это отреагирует сказать сложно», - отмечает эксперт.

При этом С.Михеев оценивает возможности Литвы оказать влияние на внешнеполитические ориентиры стран Южного Кавказа крайне скептически: «Литва не то государство, которое хоть кому-то может ставить ультиматумы. Может их и мучают какие-то фантомные боли исторического характера, но на самом деле Литва, если говорить честно, ничего из себя не представляет – она не является ни крупным геополитическим игроком, ни серьезным экономическим игроком. Это очень маленькая страна на окраинах Евросоюза, которая живет за счет дотаций, получаемых из Брюсселя. Поэтому они могут, конечно, поставить ультиматум кому угодно – могут Китаю поставить ультиматум, например. Вопрос лишь в том: кого-то волнуют их ультиматумы? Думаю, что никого».