Премьеру Латвии Валдису Домбровскису не удается уладить правительственный кризис, возникший при обсуждении бюджета страны на следующий год. По словам главы кабмина, в настоящее время важнейшим фактором, который определяет стабильность правительства, является процесс разработки госбюджета. Однако кризис единства в настоящее время переживает не только правительство, но и сама правящая партия. Замруководителя фракции «Центр согласия» в Сейме Латвии Валерий АГЕШИН не сомневается в скором крахе «Единства» и как премьерской партии, и как партии вообще, а попытки руководства данной политической силы добиться должностей в Еврокомиссии считает ничем иным как попыткой найти себе «запасной аэродром»:
- Несмотря на попытки сделать хорошую мину при плохой игре, партия «Единство» вовсе не соответствует своему названию. Напомню, «Единство» в свое время возникло на базе нескольких партий, и эта разделенность до сих пор существует. Одна из наиболее значимых проблем «Единства», если смотреть в этой плоскости, это наличие различных течений в партии, каждое из которых тянет одеяло на себя.
Кроме того, я не сомневаюсь в грядущем крахе «Единства» и как премьерской партии и как партии вообще. Здесь одна из серьезных проблем состоит в том, что это партия без идеологии, без определенной системы идей. По сути дела, это группа людей по интересам, которые дорвались до бюджета государства и делят его.
Помимо этого, перспективы «Единства» не могут представляться в радужном свете еще и по той причине, что на ближайших выборах, которые состоятся осенью будущего года, избиратели им припомнят все. А именно, за счет кого осуществлялся выход из кризиса: все на своих плечах вынесли пенсионеры и бюджетники, в особенности учителя, полицейские, пожарные и врачи. У некоторых категорий «Единством» были урезаны зарплаты на 40%.
Также им жители Латвии обязательно припомнят желание и рвение выслужиться перед Брюсселем, Западной Европой и ввести евро.
Введение евро – это абсолютно непопулярный в Латвии шаг, а премьерская партия не посчиталась с мнением большинства людей. По-прежнему около 60% жителей не поддерживают введение евро.
Наконец, если в свое время 11 лет назад, в 2002 г., часть этой партии под названием «Новое время» пришла под лозунгами борьбы с коррупцией, что показалось обществу весьма симпатичным, то сейчас они оказались «замазанными» в этой коррупции сами. Осталась без ответа масса вопросов о поведенческих мотивах лидеров «Единства»: в частности генеральный секретарь этой партии Артис Кампарс так и не смог объяснить, откуда у него в декларации появились десятки тысяч латов, а лидер парламентской фракции «Единство» Дзинтарс Закис оптимизировал налоги при приобретении джипа Volvo и пр.
Я думаю, что жители Латвии все это припомнят. К тому же, если отдельные наблюдатели политического процесса соглашались и поддерживали мнение о том, что господин Домбровскис хорош в условиях кризиса, когда он нещадно резал, то в условиях выхода из экономического кризиса нужен совершенно другой руководитель правительства – пободрее, поэнергичнее.
Люди просто устали от этих неменяющихся персонажей, которые начинают уже напоминать Леонидов Ильичей Брежневых.
В силу вышеупомянутых причин, я думаю, что и госпожа Аболтиня пришла к четкому пониманию, что после выборов она уже не будет спикером Сейма, потому что партию «Единство» ожидает провал.
Очевидно, что она сейчас себе подыскивает «запасной аэродром» - в частности, это теплое местечко еврокомиссара от Латвии. Где уж там идеалы «Единства», какие уж там чаяния избирателей – нужно пристраивать себя любимую на хорошее место в Европе.
Однако все это делается настолько брутально и неумело, настолько весь этот процесс шит белыми нитками, что это уже вызвало бурю негодования в обществе и мы, будучи парламентской оппозицией, рассчитываем, что нам удастся в этом году изменить порядок выдвижения еврокомиссара от Латвии. Как известно, сейчас на этот политический пост кандидата выдвигает премьер-министр, а четкие юридические процедуры принятия этого решения не обозначены. Мы же хотим внести эту дискуссию в парламент и вовлечь в эту дискуссию максимально широкие слои общества, потому что недопустимо, чтобы на пост еврокомиссара от Латвии кого-то назначали при помощи узкого междусобойчика и к тому же по партийной принадлежности.