Армения поплатилась за «многовекторность» вместо союза с Россией
Александр Носович
Новая карабахская война закончилась бесспорным поражением Армении. По условиям подписанного перемирия Азербайджан получил часть территории Нагорного Карабаха, для защиты армянского населения в регион введены российские миротворцы. Москва укрепила свое присутствие на Кавказе и осталась гарантом безопасности армянского народа, при этом отказ России ввязываться в войну на стороне Армении предопределил поражение Еревана и политический крах премьер-министра страны Никола Пашиняна, который тащил Армению в сторону Запада и при этом думал, что Россия побежит к нему воевать в Карабахе.
Никол Пашинян пришел к власти в Армении как прозападный лидер на волне «бархатной революции» 2018 года. Выросший до лидера оппозиции при поддержке американских грантовых организаций политик в прошлом выступал против участия Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), голосовал против объединенной системы ПВО Армении и России и отказывал Москве в звании гаранта безопасности армянского народа.
Придя к власти, Пашинян, разумеется, поменял риторику, потому что было очевидно, что отказ от экономического и особенно военного союза с Россией равен самоубийству Армении.
При этом новый армянский лидер последовательно продвигал на международной арене идею нейтралитета Армении, которая в своей внешней политике никак не исходит из своего союза с Россией и членства в Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Диверсификация внешних связей и усиление западного вектора стали главной чертой внешней политики Пашиняна. Глава правительства называл Запад главным партнером страны в деле либеральных реформ, завез в Ереван европейских советников, активизировал участие страны в программе «Восточного партнерства
Запад, понятное дело, шел на сближение с советской республикой не от доброй воли к сотрудничеству, а при условии дистанцирования Армении от Кремля. Россия — сама по себе, Армения – сама по себе, а то, что у них военный союз, так это вынужденная мера, вызванная необходимостью защитить армянский народ от двойной угрозы Азербайджана и Турции. За пределы проблемы Арцаха союзные отношения Еревана с Москвой не выходят.
При такой постановке вопроса членство Армении в ОДКБ превращалось в эдакий «союз Шредингера», когда Армения России одновременно союзник и не союзник. Союзник в том смысле, что Россия должна ее защищать, а во всех остальных смыслах — нейтральное, не связанное никакими внешними обязательствами государство, которое проводит свою отдельную, многовекторную политику.
То есть для России по большому счету и не союзник.
Такой подход и привел в конечном счете к тому, что Азербайджан решился начать войну и силой вернуть в свой состав Нагорный Карабах.
В Баку все последние годы внимательно следили за армяно-российскими отношениями и видели прогрессирующее в них охлаждение. Более того, не оставались от происходящего в стороне и активно комментировали «многовекторность» Еревана. Президент Азербайджана Ильхам Алиев не единожды говорил, что Никол Пашинян Владимиру Путину не союзник, а «ставленник Сороса», и в Ереване к вступлению Кремля в войну за спорную территорию взывает даже не режим Пашиняна, а режим Джорджа Сороса.
Баку перед тем, как открывать военные действия, очень точно просчитал международную конъюнктуру. Если членство в ОДКБ для Еревана — чистая формальность, действующая только в части Арцаха (Нагорного Карабаха), то и Москва к своим союзническим обязательствам будет подходить строго формально.
В Уставе ОДКБ сказано, что страны — участницы военного блока приходят на помощь друг другу в случае военной агрессии против одной из них, но ведь никто не нападал на Армению. Война ведется на территории непризнанного государственного образования, которое частью Армении не считает сама Армения. Воевать за Нагорный Карабах страны ОДКБ не обязаны.
Если бы союз с Россией был альфой и омегой международной политики Еревана, обладал бы для армянской власти такой же сакральной ценностью, как, например, для Польши союз с США, тогда и Москва воспринимала бы национальные интересы Армении как свои. И Азербайджан видел бы это и не начал войну.
А если Армения — нейтральная страна и не хочет ни с кем ссориться… Что ж, тогда и мы ради вас не будем ссориться с азербайджанцами.
Вот и итог: военный разгром Армении, фактическая капитуляция, признание азербайджанской части Нагорного Карабаха и политический крах «многовекторного» Пашиняна.
О премьер-министре Армении после подписанного им соглашения о перемирии уже высказываются в прошедшем времени. После того, как взбешенные капитуляцией ереванцы громили здание правительства и искали по его коридорам премьер-министра с намерением убить, вопрос только в том, свергнут Пашиняна сразу или он досидит до досрочных выборов.
Россия же от своей тактики в армяно-азербайджанском конфликте только выиграла. Из нагорно-карабахского конфликта убран Запад: ОБСЕ и «минская группа» с США и Францией осталась вне переговоров и соглашений. Единственный посредник между Баку и Ереваном — Россия. Путин в глазах всего мира — миротворец и гарант стабильности на Кавказе.
Военное присутствие Москвы в Закавказье усиливается: по соглашению о перемирии в Нагорный Карабах вводятся российские миротворцы.
Их присутствие гарантирует армянское население от резни, Армению — от новой войны. Россия стала защитником армянского народа еще более, чем была, не отправляя при этом своих солдат на чужие войны.
Если армянскую власть последнее обстоятельство не устраивает, она может отказаться от союза с Москвой. Тогда Россия уйдет и оставит многовекторных армян наедине с Азербайджаном и Турцией.