Ариэль Коэн: США поддерживают права русского населения в Прибалтике
Сергей Рекеда
30 августа президент США Барак Обама встретится с президентами Латвии, Литвы и Эстонии в Белом доме. Это будет первая встреча такого формата в период президентства Барака Обамы. О том, как в Вашингтоне воспринимают американо-балтийский диалог, портал RuBaltic.Ru побеседовал с доктором политологии, членом американского Совета по международным отношениям, ведущим экспертом Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэлем КОЭНОМ:
- На 30 августа намечена встреча президента США Барака Обамы с лидерами стран Балтии. Чем для Америки сейчас являются Литва, Латвия и Эстония?
- Три балтийские республики являются давними друзьями Соединенных Штатов. Напомним, что США не признали советскую оккупацию 1940 г. балтийских стран. И уже после начала советско-германских военных действий 1941 г. было составлено письмо президента Рузвельта и премьер-министра Черчилля, которые подтвердили, что, даже несмотря на союз со Сталиным, они не признают оккупации. Это позволило сохранить посольства трех балтийских государств в Соединенных Штатах и других государствах. После этого страны НАТО во главе с Соединенными Штатами поддерживали независимость трех балтийских государств, а потом их вступление в НАТО и Евросоюз.
Сегодня эти государства являются союзниками США, там соблюдаются права человека. Они и экономически достаточно свободные страны, хотя, конечно, эта экономическая свобода может каким-то образом и быть ограничена их членством в Евросоюзе.
Но в целом они воспринимаются в США как «свои», как союзники, друзья.
В моей организации есть люди, которые поддерживают предоставление безвизового режима трем балтийским государствам.
В Соединенных Штатах есть большая диаспора выходцев из Прибалтики - особенно литовцев, но не только литовцев. И положительно воспринимается сотрудничество стран Балтии с западноевропейскими странами, со странами Скандинавии. И, конечно, Соединенные Штаты также рады, что существуют достаточно хорошие отношения (по крайней мере, нет ухудшения) между Россией и тремя балтийскими странами.
- Литва в настоящее время председательствует в ЕС, Латвия займет этот пост в 2015 г., Эстония – в 2018 г. Важную ли роль играют эти страны в диалоге между США и ЕС?
- Мне кажется, вся Восточная Европа – является определенным мостом между Европой и Соединенными Штатами, потому что для Западной Европы роль США как страны освободителя закончилась в 1945 г., когда победили немецкий фашизм. Для стран же Восточной Европы Соединенные Штаты играли самую живую роль в деле освобождения от членства в том политическом лагере, в котором они в общем-то находиться не хотели. Поэтому им ближе (до последнего времени, условно до Обамы) менее социалистическое, более свободно-рыночное направление американской экономики.
Они с большим пониманием относятся и к военным нуждам и расходам, с большим энтузиазмом относились и к общей безопасности НАТО.
Но, с другой стороны, то поколение, которое помнит 1989 год, 1991 год – оно более взрослое, а то поколение, которое выросло после распада восточного лагеря, больше ориентировано на Брюссель и Евросоюз. Как мне кажется, для того, чтобы США сохранять свои позиции в Европе, им нужно как-то налаживать диалог с молодым поколением.
И еще один момент – это диаспора. В Соединенных штатах много людей из Польши, балтийских стран. Есть диаспора чешская, венгерская, югославская, которая обеспечивает взаимодействие этих стран с США. Среди стран «Старой Европы» Италия похожа на Польшу в том смысле, что диаспоры представляют собой «сообщающиеся сосуды». Остальная же «Старая Европа» в меньшей степени связана с США кровными узами.
- Эксперты отмечали высокую степень влияния США на внутренние процессы в странах Балтии, что проявлялось, например, в большом количестве политиков-выходцев из США. Насколько сейчас сильно влияние США на внутреннюю и внешнюю политику стран Балтии?
- Я думаю, что говорить о каком-то уж особенном влиянии не стоит, хотя то, что бывшие граждане США и Канады занимали высокие должности в этих странах – это часть процесса нормализации связи с диаспорой. Я говорю сейчас о Вайре Вике-Фрейберге и Валдасе Адамкусе.
Сегодня я бы не сказал, что сейчас идет какое-то сильное взаимодействие. Положительно, конечно, воспринимается, что военные из этих стран участвовали в военных операциях в Ираке и Афганистане. Это подчеркивает их качество как союзников.
Я думаю, что в определенных кругах Соединенных Штатов есть озабоченность, что в этих странах с нацистскими преступниками, пособниками иногда обращаются в бархатных перчатках. Я говорю и о легионах СС, и о нацистских преступниках, которые не подвергались юридическому преследованию, а если и подвергались, то чисто формально, без всякого энтузиазма. Но я бы не сказал, что это является слишком большой преградой в двусторонних отношениях США со странами Балтии.
- Влияние США на внутреннюю политику стран Балтии особенно актуально сегодня: в Латвии в этом году был создан в качестве общественной организации Конгресс неграждан, единственной целью которого является решение проблемы неграждан в Латвии. Сейчас данный Конгресс собирает подписи под обращением к Бараку Обаме с просьбой обсудить этот вопрос на встрече с президентом Латвии. Как Вы считаете, эффективна ли будет эта мера?
- Я являлся свидетелем того как Госдепартамент неоднократно ставил на вид проблему неграждан, проблему языка, всячески старался ее смягчить и рекомендовал предоставить все гражданские права русскоязычному населению Прибалтики. В этом смысле Госдепартамент вел себя абсолютно корректно по отношению к русскоязычному населению.
Насколько это будет сегодня актуально в свете нынешних отношений между Москвой и Вашингтоном, сказать сложно. Но, безусловно, эта петиция будет просмотрена, ее проанализируют, ее примут во внимание, и я не исключаю, что об этом будет даже какой-то разговор, если авторы успеют к встрече Обамы с главами балтийских государств.
- В связи с обсуждаемым визитом вызывает вопросы также формат встречи: президент США пригласил одновременно трех президентов стран Балтии. Почему, на Ваш взгляд, был выбран подобный формат? Насколько это корректно с дипломатической точки зрения, особенно если учитывать, что Литва является сейчас страной-председателем ЕС?
- Мне кажется, он корректен, потому что все они географически братья и сестры, поэтому их так и сгруппировали.