Политика Политика

Главные герои Прибалтики в 2014 г. And the Award goes to…

Автор:
Редакция

Под занавес 2014 г. портал RuBaltic.Ru решил вспомнить главных героев прибалтийской политики, благодаря которым этот год был столь насыщенным. Из их, казалось бы, разрозненных действий и сложилась картина жизни современной Прибалтики за этот год. А потому каждый из главных «авторов» этой картины, на наш взгляд, достоин отдельной награды. Итак…

«Нацинтерн года»

And the Award goes to…

Андрус Ансип

После схождения с политической сцены чеченских боевиков новыми антироссийскими друзьями «свободной Балтии» с очень специфическим душком стали украинские ультраправые. С конца 2013 года их прибалтийские единомышленники устремились на Майдан. Вслед за спикером литовского Сейма Лоретой Граужинене на главной площади украинской столицы отметились Гинтарас Сонгайла из Литовского национального объединения и Янис Домбрава из ВЛ-ОС/ДННЛ (Латвия), затем Майдан незалежности посетила целая делегация правящего в Латвии «Единства»: председатель Комиссии Сейма по внешней политике Ояр Калниньш и депутат Европарламента Сандра Калниете. Пострадавшие в уличных боях с силами правопорядка активисты Майдана (например, координатор «Автомайдана» Дмитрий Булатов) отправлялись на лечение в Литву.

Но самый большой вклад в дело развития украинского радикального национализма, как позже выяснилось, внесла Эстонская республика. Оказалось, что боевики маргинальных ультраправых организаций, объединившихся затем в «Правый сектор»*, еще в 2006 году проходили подготовку на тренировочной базе в Эстонии. Своих эстонских союзников принялись «сливать» сами наследники Шухевича и Бандеры, которые, видимо, не могли не хвастаться, на каком высоком уровне их принимают в «Эуропе». Так пресс-секретарь «Правого сектора» Борислав Береза в прямом эфире крупнейшего украинского телеканала заявил о своем знакомстве с эстонским экс-премьером Андрусом Ансипом. «Я общался когда-то с премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом. Удивительный человек! Пользуется сумасшедшей поддержкой населения. Часть населения считает его патриотом, и определённое количество (русскоязычное население) считает его фашистом», - сказал тогда Береза.

После этого стоит ли удивляться тому, что осенью на лечение в Эстонию был отправлен заместитель лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша Андрей Тарасенко, а с ним и еще несколько боевиков Национальной гвардии и расформированного за мародерство добровольческого спецбатальона «Шахтерск»? Это не удивительно. Интересно другое. В разгар боев в центре Киева латышские правые и ультраправые записали видеоролик в поддержку украинского народа, в котором на ломаном украинском читали стихи Ивана Франко. А под стенами эстонского парламента зажигали свечи в память о «Небесной сотне». При этом вместо мирного населения, пострадавшего от войны на Донбассе, эстонское правительство приняло к себе на лечение боевиков из «Правого сектора», а из всех просьб украинских беженцев о предоставлении им временного убежища Латвия и Эстония удовлетворили... ноль!

«Мистер евро года»

And the Award goes to…

Валдис Домбровскис

В 2014 году наконец-то сбылась мечта латвийского экс-премьера Валдиса Домбровскиса о «теплом местечке» в Брюсселе. Домбровскис стал вице-президентом Еврокомиссии и комиссаром ЕС по вопросам евро и социального диалога. За это, а также за введение в Латвии евро с 2014 года Домбровскис добавил к «хомяку» новое прозвище — «мистер евро». К слову, для самих жителей Латвии отказ от лата и переход на евро — не бог весть какое достижение. По подсчетам местного издания Nra.lv, за полгода использования евро вместо лата цены на продовольствие в Латвии выросли на 20%, а также увеличились налоги и тарифы ЖКХ. Но латвийское правительство всё это время продолжало излучать оптимизм, уверяя, что никакого роста цен нет, а теперь по пути двух своих северных прибалтийских «сестер» идет и Литва, отказывающаяся с Нового года от своего лита. Финансовый суверенитет и цены — ничто: главное — почувствовать себя настоящими европейцами!

«Вахтерша года»

And the Award goes to…

Даля Грибаускайте

В уходящем году страны Балтии заслужили «почетное» звание коллективной вахтерши Европейского союза. Многолетняя стратегическая цель Литвы, Латвии и Эстонии — не пускать Россию в Европу — в 2014-м была решена ими буквально: они перестали пускать российских граждан. «Черные списки» невъездных росли как снежный ком, зачастую отвечающие за них ведомства не могли даже толком объяснить, по какому принципу люди туда попадают. В конце 2013 года в Литву едва не запретили въезд певцу Олегу Газманову — за строчку «Казахстан, и Кавказ, и Прибалтика тоже — это моя страна». В 2014 году Эдгар Ринкевич запретил-таки Газманову въезд в Латвию: официально за поддержку присоединения Крыма к России, хотя сам певец считает, что за строчку «А я девушек люблю». Вместе с Газмановым въезд Латвию запретили певице Валерии и Иосифу Кобзону, затем к ним присоединились актеры Михаил Пореченков и Иван Охлобыстин.

После российских актеров и певцов в Прибалтике принялись за российских ученых. Историку Александру Дюкову еще в 2012 году был запрещен въезд в Латвию. В 2014 году его выдворили из Литвы. Академика РАН, директора Института этнологии и антропологии Валерия Тишкова задержали на эстонской границе, не пустив его в страну. Директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова в Латвию, наоборот, пустили... а затем депортировали, ворвавшись в ресторан, где обедал эксперт, и арестовав его.

На звание самой бдительной и непреклонной вахтерши с равным успехом претендуют Эстония и Литва. Первая арестовала и депортировала из страны гражданина Италии, известного писателя, политика и публициста Джульетто Кьезу, нарушив тем самым все договоренности с ЕС в рамках шенгенского соглашения. По инициативе второй въезд во все страны шенгенской зоны был запрещен политологу Сергею Михееву. Напомним, что годом ранее президент Литвы Даля Грибаускайте прямо назвала Балтийский регион буфером, отделяющим Европу от России. В 2014 году концепция прибалтийского буфера усилиями той же Литвы получила блестящее практическое воплощение.

«Откровение года»

And the Award goes to…

Эдгар Ринкевич

Другой прибалтийский глава МИД прославился на весь мир «подвигами» не во внешнеполитической, а в самой что ни на есть интимной сфере. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в ночь с 6 на 7 ноября написал в своем twitter «знаю, что сейчас начнется мегаистерика, но горжусь быть геем». Сенсационной новости вначале даже не поверили: министру пришлось доказывать журналистам, что его аккаунт не взломан, что это не шутка и что он не пьян — он на самом деле гей. Откровение Ринкевича произвело эффект разорвавшейся бомбы не только в Латвии, но и далеко за её пределами: The Washington Post на следующий день даже назвала министров каминг-аут «большим шагом в борьбе за равноправие в Восточной Европе».

Злые языки тут же начали говорить, что политическим эксгибиоционизмом министр занялся вынужденно: политические оппоненты давно уже подбирали на Ринкевича компромат и вот-вот хотели рассказать, как министр иностранных дел за казенный счет возит во все заграничные командировки любовника. А Ринкевич, стало быть, их опередил, — кто ж его теперь уволит, «он же — памятник». Но есть и более глубокие причины министровой откровенности. Своё сенсационное признание в нетрадиционной ориентации Эдгар Ринкевич предварил заявлением о необходимости легализации всех видов партнерских отношений. В соседней Эстонии за месяц до каминг-аута со скандалами, митингами, расколом в обществе и угрозами физической расправы приняли Закон о сожительстве, юридически оформляющий все внебрачные отношения, включая однополые. В период председательства Латвии в Евросоюзе Брюссель может потребовать принятия аналогичного закона и от Риги — на раскручивании этой темы «гейроический» министр Эдгар Ринкевич может сделаться кумиром мировой «прогрессивной общественности».

«Подкаблучник года».

And the Award goes to…

Линас Линкявичюс

В молодости румяный вождь литовских комсомольцев Линас Линкявичюс бегал за пивом для начальства на слетах комсомольского актива в Москве. В зрелые годы министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс занимается в общем тем же. За два с лишним года во главе МИД один из лидеров Социал-демократической партии Литвы стал одним из самых радикальных «ястребов» в Европе, на протяжении всего 2014 года выступавшим за ужесточение санкций против России, введение войск НАТО в Прибалтику, оказание военной помощи Украине и пр. Одним словом, превратился в пуделя при болонке: министр иностранных дел в Литве подчиняется непосредственно президенту и обязан реализовывать его (её) курс во внешней политике.

«Косяк года»

And the Award goes to…

Урмас Паэт

Уходящий 2014-ый оказался богат на деятельность министров иностранных дел — такое уж наступило время в международной политике. В марте неизвестные хакеры вбросили в интернет перехваченный телефонный разговор бывших главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон и министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта. В этом разговоре недавно вернувшийся из Украины Паэт заявил баронессе, что убийство людей в разгар уличных боев в центре Киева организовали не приверженцы свергнутого президента Януковича, а сторонники Майдана. «Крайне тревожит то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства происшедшего. Стремительно растёт понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции», - сообщил глава эстонского МИД.

Самое поразительное в разразившемся после публикации разговора скандале было то, что западные политики, не обратив особого внимания на сами слова Паэта, стали упрекать его за то, что он произнес их вслух, по телефону, не подумав, что их с Эштон могут прослушивать. Сам эстонский министр тоже вместо обоснования правдивости своих слов начал публично каяться за то, что их сказал, сыграв тем самым на руку России. В итоге заявление, которое могло бы стать поступком года, стало «косяком» года.

«Трезвая голова года»

And the Award goes to…

Нил Ушаков

С весны 2014 года Литва, Латвия и Эстония с энтузиазмом включились в «войну санкций». Не утруждая себя мыслями о взаимозависимости своих экономик и экономики России, лидеры балтийских стран наперебой принялись требовать ввести против России секторальные санкции за присоединение Крыма и поддержку сепаратизма на востоке Украины. Полгода лоббирования санкционных мер в Евросоюзе прибалтийских руководителей предупреждали, что закончится это тем, что Россия введет ответные санкции против враждебно настроенных к ней государств, но — безрезультатно. Так в итоге и случилось: в августе в Москве объявили о запрете на импорт ряда продовольственных товаров из стран ЕС. В числе пострадавших оказались в первую очередь три прибалтийские республики. В Эстонии тоннами выбрасывали на помойку недопущенные в Россию партии сыра, в Латвии 31 предприятие обратилось к правительству с просьбой о налоговых каникулах из-за эмбарго России на импорт европейских продуктов — ущерб, причиненный латвийской экономике, премьер-министр Лаймдота Страуюма оценила в 55 миллионов евро. В Литве на грани банкротства оказалась молочная промышленность, дававшая стране 2,7% ВВП — её продукция шла преимущественно в Россию.

Первое время лидеры Эстонии, Латвии и Литвы оптимистично заявляли, что ущерб от санкций для их экономик будет незначительным, а убытки предпринимателям покроют компенсации из Брюсселя. Благие надежды не оправдались: компенсаций на всех и в должном объеме не хватило, а новых рынков сбыта не появилось. Принципиально иной путь — наладить отношения со своим важнейшим торговым партнером, Россией — даже не рассматривался. Едва ли не единственным исключением в этом отношении является мэр Риги Нил Ушаков, в сентябре отправившийся в Москву на переговоры о сохранении в московских супермаркетах «рижских двориков» — уголков латвийской сельскохозяйственной продукции. На фоне поведения всех прочих латвийских политиков в тот период клише «русский мэр» лидеру «Согласия» теперь решительно не подходит — Нил Ушаков оказался фактически единственным подлинно латвийским политиком — то есть работающим не только на победу на выборах, но и на обеспечение национальных интересов.

«Наследник года»

And the Award goes to…

Габриэлюс Ландсбергис

В мае 2014 года внук «отца литовской демократии» Витаутаса Ландсбергиса, 31-летний Габриэлюс Ландсбергис по дедушкиному «пенсионному удостоверению» прошел в Европарламент. Как российский император Александр I обещал править «по заветам бабки Нашей, Екатерины», так и Ландсбергис-младший стал европарламентарием, пообещав преданному электорату литовских консерваторов быть истинным внуком своего dedule. И честно принялся выполнять обещание: в частности был одним из лоббистов срыва сделки по продаже России французских «Мистралей». Сейчас Габриэлюс Ландсбергис работает над отчетом о взаимоотношениях России и Евросоюза — зная заветы рода Ландсбергисов, можно не сомневаться, что это будет за отчет. Правда, довольно сомнительный выбор докладчика по теме отношений с Россией от имени Европы: передача «теплых местечек» в представительных органах власти по наследству — это если и Европа, то не современная, а где-то так XIII века.

«Independence года»

And the Award goes to…

Норвегия

В уходящем году Литва наконец-то достроила миф об энергетической независимости — в Клайпедский порт вошло судно Independance, плавучий терминал сжиженного природного газа. Теперь Литва избавлена от «политических» цен на российский газ и может покупать сжиженный природный газ из Норвегии по рыночным ценам. Правда, эти рыночные цены на порядок выше российских «политических», но это не главное. Главное — диверсификация поставок, инфраструктурное размежевание с Востоком и энергетическая безопасность, а так единственной претензией литовского руководства к поставщику «энергетической независимости» оказалось то, что судно-хранилище газа оказалось выкрашено в цвета российского флага.

В таком случае главным экономическим выгодополучателем от литовской «энергетической независимости» становится королевство Норвегия: оно сперва продало Литве плавучий терминал, а теперь будет продавать ей сжиженный газ по очень хорошей для себя цене. Прибалтийские фобии в отношении России, оказывается, могут удачно капитализировать не только местные политики, но и другие страны при общении с этими политиками. По норвежскому пути в этом смысле идет республика Польша, лоббирующая в Еврокомиссии проект газопровода GIPL, по которому газ в Прибалтику должен будет поставляться не из России, а из Польши. Те же литовцы этот проект бурно поддерживают: опять же, обретение энергетической независимости! Если дальше так пойдет, то находчивые соседи начнут продавать прибалтийским дикарям обереги от Путина, защитные тотемы и серебряные пули против «зеленых человечков»...

«Отмазка года»

And the Award goes to…

Россия

Бояться России в Прибалтике давно уже стало профессиональным занятием, однако в 2014 году рентабельность этого бизнеса превысила самые смелые ожидания местных политиков. Все выборы 2014 года выигрывались националистическими политиками региона за счёт запугивания электората «русской угрозой».

Даля Грибаускайте, хоть и не с первой попытки, но всё же переизбралась в президенты Литвы, въехав на второй срок на «русском медведе»: рассказы о скорой российской агрессии и «руке Москве», призывы к нации сплотиться против внешнего врага, дать отпор, встретить грудью и т.п. стали основой предвыборной агитации г-жи президента. В соседней Латвии правящая партия «Единство», рейтинг которой колебался в диапазоне 13-16%, а действия возглавляемого ею правительства не поддерживало абсолютное большинство населения, за счет эксплуатации «русского медведя» смогла успешно выступить на выборах в Сейм, сохранив себе власть еще минимум на четыре года. Застращав свой электорат до состояния паники, правые партии всех балтийских стран победили на выборах в Европарламент — особо блестяще выступило вышеупомянутое «Единство»: с рейтингом в 16% «сборная латышской бюрократии» на европейских выборах набрала 46%.

Страх перед Россией и её «вежливыми людьми» позволял прибалтийским политикам забывать о любых своих обещаниях, списывать со счетов все прочие проблемы. В Литве сразу после президентских выборов было решено увеличить военные расходы до 2% ВВП — о своих обещаниях поднять минимальную пенсию до 650 литов, а также вернуться на докризисный уровень и снова ввести выплаты по болезни переизбранная на второй срок Даля Грибаускайте как-то сразу позабыла. И то верно: до пенсий ли, когда враг у ворот?! Перед лицом «российской агрессии» о социальных расходах и поддержке экономики забыли и Латвия с Эстонией: первая наращивает военный бюджет до 2% ВВП, вторая уже нарастила и теперь наращивает до 2,5%. Правда, прибалтийские алармисты понимали, что сколько не трать на армию, результаты прямого военного столкновения с Россией для них будут печальны. Поэтому в регион зазваны воинские контингенты НАТО. Не совсем понятно, как это согласуется с лозунгами зари независимости о недопущении чужого солдатского сапога на родной земле, но, опять же, Россия — это универсальная «отмазка». Страх перед ней всё списывает со счетов. Что бы делали правители Литвы, Латвии и Эстонии, не будь у них под боком «этой страны»? Поэтому хоть российской угрозы и нет, её всегда придумают. И 2015 г. исключением вряд ли станет.

Мы предложили свои 10 номинаций для прибалтийских политиков. А кому бы еще из "главных героев" стран Балтии вручили награду Вы? Оставляйте свои предложения в комментариях.

До встречи в 2015 году!..

*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru