«После 2014 года Эстония перестала поддерживать свою общину в Крыму»
Ольга Сытник
Эстония оставила без поддержки соотечественников в Крыму после начала украинского кризиса – политика оказалась важнее обычного человека. Однако национально-культурная автономия эстонцев нашла выход – поддержку оказали Международный медиаклуб «Impressum», Государственный Российский Дом народного творчества и филиал ГРДНТ "Финно-угорский культурный центр Российской Федерации". О том, почему эстонцам Крыма понадобилась помощь, порталу RuBaltic.Ru рассказал член правления Международного медиаклуба «Impressum» Игорь ТЕТЕРИН:
– Игорь Васильевич, перед Новым годом при участии медиаклуба «Импрессум» была оказана поддержка национально-культурной автономии эстонцев Крыма. Не могли бы Вы подробнее рассказать, что это за автономия, насколько она активна?
– К нам обратились эстонцы, живущие в Крыму. Эстонцев очень уважают в Крыму – там пусть не очень большая, но сильная община. Их уважают в Крыму и всячески способствуют сохранению их национальной идентичности, в отличие от нашей Эстонии. Там есть спонсоры, которые их поддерживают. Это не случайно, потому что Крым и Эстония издавна были связаны.
Например, в Севастополе знаменитый Памятник затопленным кораблям, которые преградили вход в акваторию порта, этот памятник сделал в своё время эстонский скульптор. Эстония раньше поддерживала свою общину. Там был учитель, они присылали туда учебники, методички. Но после того как Крым вошёл в состав России, всё это прекратилось. Учитель уехал, и люди остались совершенно отрезанными от своей исторической родины.
Нас попросили, и мы откликнулись. Попросили найти прежде всего для них книги, учебники эстонского языка, этнографическую литературу. Ещё они просили эстонские костюмы, видео, посвящённое праздникам, разговорники, жизнеописания.
Флажки Эстонии отправили. Это не значит, что они будут там заниматься сепаратизмом, но когда я приехал в магазин и попросил, можно ли у них флажков купить, на меня посмотрели как на сумасшедшего. В общей сложности мы отправили в Крым штук 40 эстонских флажков, так что они могут смело там ходить по улицам, размахивая эстонскими флажками, но никто их не арестует и не подвергнет каким-либо репрессиям, мы это прекрасно знаем.
Всё это мы нашли здесь, в Эстонии. Собрали посылочку и отправили. В Москве есть финно-угорское объединение, и они отправили уже эстонцам в Крыму.
Получили от них очень тёплую благодарность, и, считаю, мы сделали достойное дело как раз перед Новым годом.
– Насколько эстонцам Крыма, на Ваш взгляд, близка политическая позиция руководства Эстонии? Насколько вообще у них сильны связи с Эстонией?
– Я не думаю, что они как-то об этом задумываются, потому что они адаптированы в местный менталитет. Они принимают участие, ценят подвиг эстонцев, которые воевали во время Великой Отечественной войны на советской стороне, у них памятники там есть. Но это им абсолютно не мешает быть патриотами ещё и самой Эстонии, потому что здесь не происходит такого раздвоения личности, и это вполне нормально воспринимается там на месте. Политические убеждения – это предмет свободы каждого человека.
Так как они уже не в первом поколении там живут, то они, конечно, считают себя россиянами, но при этом россиянами эстонского происхождения, и пытаются сохранить свою эстонскую идентичность, в чём их всячески поддерживают российские власти.
– Насколько вообще у них сильны культурные связи с Эстонией?
– Связи культурные у них как раз и слабые, потому что Эстония их практически бросила. И вместо того чтобы крымской общине эстонцев помогали эстонские власти, мы вынуждены сейчас помогать эстонцам, живущим там.
– Не планируется ли найти замену учителю при поддержке вашего медиаклуба, учитывая, что он работает в Эстонии?
– Нет, мы занимаемся совершенно другими вещами. Просто так получилось, что, по теории «пяти рукопожатий», нашли нас, попросили подыскать и прислать литературу. Конечно, мы будем не в состоянии направить туда учителя. Это не наше профильное дело.
– Почему возникла ситуация, когда эстонцам Крыма понадобилась помощь? Раньше им помогала эстонская община Украины?
– Не знаю, помогала ли раньше им эстонская община Украины. Во всяком случае, это связано с тем, что после вхождения Крыма в состав России Эстония практически объявила бойкот: никаких контактов – ни культурных, ни деловых, ни политических. Это и является главной причиной. Во всяком случае, возможность отправить посылку – это пока не перекрыли, поэтому мы смогли помочь. Причём даже напрямую послать посылку из Эстонии в Крым невозможно, сперва мы отправили в Москву, а оттуда уже в Симферополь.
– Планируете ли Вы продолжать поддержку национально-культурной автономии? Может быть, готовятся совместные с медиаклубом проекты?
– Если попросят, конечно, мы можем. Тем более что мы знаем, где что взять и поискать. Хотя вот могу сказать, что мы рассчитывали на сравнительно бюджетную помощь, а нас очень просили прислать национальные костюмы, но оказалось, что национальные костюмы очень дорого стоят. Один костюм может стоить 2-3 тысячи евро, так как они все ручной работы. Естественно, мы не в состоянии были купить такие костюмы. Вот если бы кто-то из эстонцев выложил бы деньги на такую покупку, я думаю, они были бы очень рады. К сожалению, у нас таких ресурсов нет.