Чем крупнейшие учения НАТО в Прибалтике угрожают России и Беларуси
Александр Ермаков
Все большее внимание общественности, экспертных кругов и даже политических деятелей привлекают анонсированные на конец весны следующего года учения НАТО. На прошедшем саммите СНГ обеспокоенность по поводу этих учений высказали президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко. Аналитический портал RuBaltic.Ru подготовил для читателей обзор грядущих военных игр.
Учения Defender Europe 2020 (Защитник-Европа 2020) не случайно привлекают такое широкое внимание. Американские военные по праву называют их крупнейшими для себя учениями в Европе с окончания холодной войны, особенно по количеству перебрасываемых через Атлантику сил.
В первую очередь грядущий Defender сравнивают с серией учений Reforger, которые проводились почти ежегодно с 1969 по 1993 годы. В ходе Reforger американские Вооруженные силы отрабатывали ключевой для противостояния с СССР момент — оперативную переброску армейских сил из США в Германию.
На своем пике они достигли циклопических масштабов: так, в 1988 году в Reforger приняло участие 125 тысяч человек, в том числе 103 тысячи американцев, 30 тысяч транспортных средств, включая 7 тысяч гусеничных, а общая площадь маневров только в ФРГ составила 16 тысяч акров.
В ходе несчастных случаев погибло семь человек, включая пять гражданских немцев. Возмущение общественности от «учебной войны» было столь велико, что в 1989 году учения отменили, а последующие провели уже в резко уменьшенных масштабах, благо холодная война заканчивалась, и они продолжались больше по инерции.
Сразу следует отметить, что Defender Europe 2020 несравненно меньше по масштабам, чем учения времен противостояния НАТО и ОВД. В них, по планам, должны принять участие «всего» 37 тысяч военных Альянса, в том числе 20 тысяч американских военных будут переброшены из Штатов в Европу.
Казалось бы, мелочь по сравнению с «золотыми временами», но необходимо понимать, что 37/20 тысяч сегодня — это совсем другие цифры, чем в 1980-х годы. С тех пор американские Вооруженные силы уменьшились примерно вдвое, а уж российские по сравнению с советскими и того более.
Добавим к этому то, что в 1960–1980-х годах американские войска перебрасывались в ФРГ, пусть и на передовую холодной войны, но почти в тысяче километров от советских границ.
Весной следующего года конечным пунктом учений станут Прибалтийские страны, непосредственно граничащие с Россией и Беларусью.
Так что обеспокоенность учениями по отработке оперативной переброски сил из Штатов к границам Союзного государства понятна.
Целью учений является отработка оперативной переброски частей американской армии с континента для помощи европейской группировке и союзникам по НАТО. Активность будет разделена на 5 основных фаз:
1) перевозка личного состава и техники из США по воздуху и морю в порты Бельгии, Нидерландов и Германии. Вскрытие складов заблаговременного хранения техники и оружия (Army Prepositioned Stock, APS), формирование боевых соединений;
2) переброска сил быстрого реагирования непосредственно на условный театр военных действий — в данном случае выброска тактических воздушных десантов в Латвии (контингенты США и союзников) и Литве (силы Польши). Согласно традиционным для НАТО сценариям, десантники смогут оказать сдерживающую роль или занять ключевые пункты и замедлить продвижение противника;
3) командно-штабные учения, преимущественно в Германии;
4) марш сформированных на первом этапе соединений из Германии с отработкой по пути как использования гражданской инфраструктуры, так и самостоятельного форсирования реки. Заявлено движение конвоев по 12 путям общей протяженностью около 4 тысяч км. Прорыв через пресловутый Сувалкский коридор силами двух американских бронетанковых бригадных групп и бронетанковых частей союзников, принятие дополнительных грузов с моря, развертывание в Прибалтике в боевые порядки для столкновения с наступающим противником;
5) консолидация и возвращение сил и техники в места постоянной дислокации/складирования.
Основная активность должна пройти в апреле-мае 2020 года, однако подготовительные работы начнутся уже в феврале, а пятая фаза затянется до августа. Очевидно, в течение лета американские военные продолжат учебную работу в Европе.
На этом фоне особенно интересно вспомнить регулярные истерики в сопредельных странах по поводу российско-белорусских учений, мол, российские войска войдут в Беларусь якобы для учений и там и останутся.
Из связанных с Defender Europe 2020 учений необходимо отметить:
Allied Spirit XI — отработка совместных боевых действий, коммуникации и связи в «многонациональной бригаде» с максимально большим количеством контингентов (в 2019 году участвовало 15 стран, в т. ч. не страны НАТО).
Dynamic Front 2020 — отработка применения совместного безопасного и слаженного применения оружия, от стрелкового до ствольной и ракетной артиллерии с живыми стрельбами на полигонах.
JWA 2020 (Joint Warfighting Assessment) — командно-штабные учения с использованием достаточно крупных групп войск, в первую очередь предназначенные для передачи союзникам передовых воззрений Армии США на многодоменные операции (Multi-Domain Operations, MDO). MDO — достаточно новая и «модная» тема для Армии США, один из первых результатов реформы Армии в направлении противостояния равным противниками (России и Китаю), приписываемая в том числе министру Армии Марку Эсперу. Учитывая, что сейчас он занимает пост главы Пентагона, актуальность MDO только растет.
Не вдаваясь в подробности, многодоменные операции понимаются как одновременное и параллельное ведение боевых действий на суше, в воздухе, на море и даже в космосе и киберпространстве с высочайшим, даже недостижимым сегодня, уровнем взаимодействия.
Saber Strike 2020 — регулярные учения стран Прибалтики и Польши по отработке совместной обороны при участии контингентов союзников.
Swift Response 2020 — учения сил быстрого реагирования.
Можно быть уверенным в том, что и другая военная активность НАТО в Европе будет связана с Defender Europe 2020.
В частности, не могут не принять участие в «празднике» многонациональные батальоны стран НАТО, развернутые на ротационной основе в Прибалтике с 2014 года и американская бригадная боевая группа, развернутая в Польше в рамках операции Atlantic Resolve.
Как часть Defender Europe 2020 заявляют учения по выброске воздушных и морских десантов в Грузии. Однако данные маневры столь явно оторваны от основного сценария, что привязаны к нему, вероятнее всего, по политическим соображениям, дабы показать готовность защищать своего закавказского союзника.
Хотя учения в первую очередь Армии США, на них явно будет отрабатываться взаимодействие с авиацией и флотом. Благо, ВВС США регулярно в рамках своей учебно-демонстративной деятельности перебрасывают в Европу истребительные и бомбардировочные группы. А ВМС недавно восстановили Второй флот, отвечающий за север Атлантики и исторически, во время холодной войны, занимавшийся именно сдерживанием СССР и прикрытием трансатлантических коммуникаций.
Подводя итоги, стоит отметить, что непосредственно по численности личного состава и близости к границам России и Беларуси учения Defender Europe 2020, даже с побочными активностями, не выделяются на фоне учений последних 2–3-х лет: они проходят непосредственно у границ и уже достигли тех масштабов, которые могут безболезненно потянуть американцы, параллельно занятые войнами на Ближнем Востоке и в Афганистане и сдерживанием Китая (кстати, кроме Defender Europe 2020, в следующем году ожидается и Defender-Pacific 2020, где американцы будут «отражать китайскую агрессию» на островах в Тихом океане).
Важно, что после нескольких лет преимущественно политико-демонстративной активности американские военные переходят к деловой, планомерной работе.
Defender Europe 2020 по своему сценарию уже куда более приближены к отработке столкновения с Россией в Прибалтике, что укладывается в лейтмотив переориентации американских Вооруженных сил от асимметричных войн на противостояние равному противнику.
На смену развертываниям символических контингентов для «уверения союзников в готовности обеспечить их защиту» приходит выстраивание опирающейся на местные вооруженные силы и ротационные соединения военной группировки, а также отработка быстрого наращивания сил за счет предварительного складирования вооружений и развития инфраструктуры (в частности, ряд восстановленных авиабаз Варшавского договора).
Хотя учения Defender Europe 2020 сами по себе не требуют какой-то масштабной и немедленной ответной реакции (разумеется, кроме максимально активной разведывательной работы, которая очевидно будет вестись всеми доступными средствами), Россия, конечно, не сможет безучастно наблюдать за оттачиванием направленного на Калининград и Санкт-Петербург натовского копья. К сожалению, ближайшие годы Балтийский регион ждет продолжение милитаризации и нагнетания взаимной военной угрозы.