Депутаты от партий «От сердца — Латвии» и «Согласие» планируют подать иск в Конституционный суд с требованием к Кабинету министров провести перерасчёт пенсий, выплаченных во время экономического кризиса в период 2009–2011 гг., когда значительное количество людей, выходя на заслуженный отдых, оказывались практически без средств к существованию. На данную несправедливость неоднократно указывал омбудсмен Юрис Янсонс, и правящие партии клятвенно обещали решить этот вопрос. Но «воз и ныне там», поэтому парламентская оппозиция и решила воспользоваться своим правом — собрать 20 депутатских подписей и направить заявление в Конституционный суд, так как лишь данная инстанция может повлиять на латвийский правящий истеблишмент.
Во время экономического кризиса, очень сильно затронувшего Латвию, правительство Валдиса Домбровскиса для латания бюджетных дыр решило пойти по самому лёгкому пути и взять деньги у одного из наименее защищённых слоев общества – у пенсионеров, применив к расчёту их пенсий пониженный коэффициент. В Латвии пенсии населения высчитываются по следующей формуле: накопленный человеком пенсионный капитал, полученный, исходя из его стажа работы и из уплаченных налогов, умножается на определённый коэффициент, зависящий от увеличения зарплат в народном хозяйстве. И если в 2008 году он составлял 1,3, то в последующие три года его значения были 0,96; 0,79 и 0,99 соответственно. В результате пенсии людей, вышедших на заслуженный отдых в этот период, стали значительно меньше, чем пенсии тех, кто отправился на пенсию до 2009 года или же после 2011 года. Ведь, как известно из математики, при умножении любого пенсионного капитала на коэффициент, который больше нуля, но меньше единицы, итоговый результат становится меньше первоначального.
В результате применения этих пониженных коэффициентов пострадали примерно 100 тысяч человек, которые получают в среднем на 50–150 евро в месяц меньше, чем их более «везучие» сограждане, вышедшие на пенсию раньше или позже этого трёхлетнего периода.
Перед парламентскими выборами «Единство» заверяло жителей страны, что эти пенсии будут пересмотрены и правительство найдёт на них дополнительное финансирование. Этот пункт был даже внесён в правительственную декларацию, где было сказано, что до 30 марта 2015 года должны быть подготовлены и приняты изменения в Законе о пенсиях, которые бы позволили пересчитать и увеличить пенсии, оформленные в кризисные годы. Однако, как все мы знаем, «бумага всё стерпит», и данное обещание в установленный срок так и осталось не выполненным. Разработанные предложения Министерства благосостояния по этому вопросу большинством голосов министров на заседании правительства были отклонены.
Глава правительства Лаймдота Страуюма заявила, что перерасчёт пенсий начнётся лишь в 2017 году. Однако большинство пенсионеров получают совсем небольшие пенсии — от 200 до 300 евро в месяц, и ясно, что ещё минимум полтора года они ждать не смогут – для них этот перерасчёт пенсий не просто абстрактные цифры в бюджете, а вопрос выживания. Ведь если начисленная пенсия в 2010 году была 260 евро, то после пересчёта она составляла бы 294 евро, что было бы очень существенной прибавкой для пенсионера. Поэтому, чтобы заставить правительство быстрее выполнять свои обещания, оппозиция решила искать поддержки у Конституционного суда. Председатель фракции в Сейме «От Сердца Латвии» Ингуна Судраба прокомментировала это следующим образом: «Мы ожидаем от правительства справедливого шага. Правительству нужно предусмотреть уже со следующего года перерасчёт этих пенсий, а также пенсионную компенсацию тем пенсионерам, которые уже многие годы получают пониженные пенсии».
Для перерасчёта пенсий по коэффициенту «1», по данным Министерства благосостояния, правительству в период с 2016 г. по 2018 г. необходимо будет найти в социальном бюджете, из которого выплачиваются пенсии, 75 миллионов евро, и у государства пока таких свободных средств нет. Как сказала Лаймдота Страуюма после обсуждения этого вопроса на заседании правительства, «такие решения можно принять лишь в том случае, если министерства урежут свои бюджеты». В то же время, по словам Ингуны Судрабы, «в социальном бюджете есть средства и избыток, то есть не так, что нет средств, с которых можно было бы пересчитать пенсии, так что средства в социальном бюджете есть, поэтому у нас есть полное основание требовать, чтобы законы были приняты согласно Конституции и были бы справедливыми для всех людей».
Интересно, что данная попытка правящих партий залезть в карман пенсионерам далеко не нова. В период вышеупомянутого кризиса был принят закон, вступивший в силу с 1 июля 2009 года, который предусматривает снижение пенсий на 70% для работающих латвийских пенсионеров, а также на 10% — для не работающих. В результате, только за один месяц (июль) количество работающих пенсионеров снизилось более чем на 40%, так как для того, чтобы не потерять свой пенсионный капитал, более 25 тысяч человек были вынуждены уволиться по собственному желанию. Радует, что век данного закона был недолог, так как не все пенсионеры смирились с такой дискриминацией.
Около девяти тысяч человек подали жалобы в Конституционный суд, который — ввиду огромного количества заявлений — был вынужден просить людей прекратить подавать жалобы на этот закон и очень оперативно рассмотреть данное дело. Поэтому уже в декабре 2009 года положения закона об урезании пенсий были признаны Конституционным судом Латвии противоречащими конституции и, как следствие, отменены.
Кроме того, заставить выбирать работающих пенсионеров между получением пенсии и работой пыталось ещё и правительство Андриса Шкекле в 1999 году, когда, согласно принятому закону, с 2000 года работающие пенсионеры лишались той части пенсии, которая превышала двойной размер пособия государственного социального обеспечения. Этот законопроект был вынесен на референдум, на котором подавляющее большинство — 94% пришедших граждан — проголосовали за его отмену. Однако из-за того, что явка избирателей была недостаточной, данный законопроект не был отменён и через некоторое время вступил в силу. Лишь благодаря иску трёх пенсионеров по решению Конституционного суда в 2002 году он был признан недействительным. Исходя из этих решений, ясно, что только суд может поставить правительство на место и указать на его неправоту. Поэтому решение оппозиции подать соответствующий иск является логичным и имеет определённые шансы на успех.
Однако если в социальном бюджете имеется избыток, то почему же правительство не хочет выполнять свои же обещания и помогать пенсионерам, значительная часть которых еле сводят концы с концами, а наоборот продолжает упираться и доводить дело до суда? Ответ на этот вопрос очевиден: скорее всего, правительство уже знает, куда и на какие нужды будут потрачены эти деньги, просто пока ещё не решило сообщить об этом обществу. А так как главными приоритетами для трёх правящих партий являются оборона и безопасность, то можно сделать вывод, куда пойдут предназначенные пенсионерам средства.