Новые антироссийские санкции создают конфликт между ЕС и США
Олег Мирославов
Новые американские санкции против России, затрагивающие при этом Европу, могут сблизить Москву и Брюссель. Последствия от такого сближения для американских сателлитов в ЕС обещают быть не самыми приятными.
Президент Литвы Даля Грибаускайте приветствовала планы Конгресса США ввести новые санкции в отношении России, которые могут затронуть энергетический сектор. Как подчеркнула глава государства, «принципиальная позиция Конгресса США — это серьезный сигнал для России, что попустительства энергетическим проектам Кремля и вмешательству во внутреннюю политику других стран не будет».
Вместе с тем позиция руководителя Литвы идет вразрез с официальной оценкой Брюсселем американских односторонних «инициатив», которые в первую очередь ударят «по европейским энергетическим компаниям, участвующим в связанных с Россией проектах в таких областях, как железнодорожная, финансовая, кораблестроительная и горнодобывающая».
В этой связи глава Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер призвал срочно рассмотреть ответные меры Брюсселя на случай, если «антироссийские санкции США не будут отвечать интересам Евросоюза».
Кстати, еще недавно сам глава ЕК был объектом американских нападок, когда против него была развернута в подконтрольных США западных СМИ широкомасштабная информационная кампания по дискредитации. Вашингтон накануне выборов главы Комиссии выступил резко против его кандидатуры, так как политик не поддерживал продвигаемое администрацией Барака Обамы невыгодное для Европы трансатлантическое торговое соглашение с США, целью которого было установление американскими международными корпорациями контроля над европейским рынком. На тот момент Генпрокуратурой США была предпринята попытка расследовать финансовые «махинации» Жан-Клода Юнкера в его бытность премьер-министром Люксембурга. Спецоперация провалилась.
При поддержке Берлина главой ЕК был избран голословно обвиняемый американскими спецслужбами политик. С приходом Трампа планы Барака Обамы навязать Европе соглашение по торгово-инвестиционному «партнерству» провалились.
Германия и Австрия уже осудили проект новых санкций США в отношении российских предприятий топливно-энергетического комплекса, направленный, в частности, против строительства «Северного потока — 2». В совместном заявлении глава МИД Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн отказались подчиняться «незаконным экстерриториальным санкциям против европейских компаний, которые участвуют в развитии энергоснабжения Европы».
Как подчеркивается в совместном коммюнике, «угрозы США наложить на компании Германии, Австрии и других европейских государств в ответ на их участие в российских газовых проектах штрафы на своем рынке привносят абсолютно новое и очень негативное качество в европейско-американские отношения».
Более того: европейцы, пожалуй впервые, не стали ограничивать себя в выражениях и назвали вещи своими именами: рассматриваемые Конгрессом США ограничительные меры «противоречат международному праву, угрожают энергетической безопасности Европы, а также вредят урегулированию ситуации на Украине».
Примечательно, что европейцы, комментируя американские инициативы, недвусмысленно намекнули Белому дому на возможные политические издержки его иррациональных шагов.
Вы заставляете нас в ущерб собственным экономическим интересам обслуживать американскую газовую промышленность, закупать дорогостоящий сжиженный природный газ вместо российских энергоресурсов, от которых во многом зависит эффективность и рентабельность нашей экономики, — мы меняем свое отношение к теме Украины.
Таким образом, набирающий обороты конфликт между ЕС и США может послужить катализатором буксующих процессов в рамках «нормандского формата», а также выполнения Украиной Минских соглашений, ни один пункт из которых на сегодняшний момент Киев не исполнил. Рычаги у Брюсселя имеются: от кредитно-финансового стимулирования до ограничения доступа украинской сельскохозяйственной и металлургической продукции на европейский рынок.
Готова ли Европа противостоять бесцеремонному внешнему давлению США и вмешательству во внутренние дела? Очевидно, что да. Здесь единым фронтом выступят Франция и Германия, которые усвоили ранее преподнесенные Америкой уроки: «палец в рот не клади, можно и руки лишиться».
За типичным примером, как ведут себя США с союзниками, когда речь заходит об их собственных экономических интересах, далеко ходить не надо. В 2014 году крупнейший французский банк с государственным участием BNP Paribas был оштрафован США на рекордную сумму в 8 млрд долларов США за нарушение введенного Америкой в одностороннем порядке — даже не по линии ООН — режима санкций против Кубы, Судана и Ирана. Париж к ним не присоединялся. Но как только французы на фоне международной оттепели с Тегераном попробовали завести на местный рынок свои компании, что грозило ущемлением интересов американских корпораций в данном регионе, тут же последовало наказание.
В 2015 году американцы оштрафовали немецкий концерн Volkswagen на 14,5 млрд долларов США за нарушение экологических норм, тем самым обвалив на треть капитализацию своего автомобильного конкурента. В один миг компания подешевела на 15 млрд евро.
В 2016 году Министерство юстиции США потребовало от немецкого Deutsche Bank 14 млрд долларов США компенсации за возможные нарушения при торговле ценными бумагами, которые «привели к мировому финансовому кризису в 2008 году». То есть не Америка, чья банковская система активно спекулировала ничем не обеспеченными продуктами, так называемыми ипотечными ценными бумагами с «максимальным» рейтингом надежности, продавая их по всему миру, что и привело к мировому финансовому кризису в результате обрушения этой гигантской пирамиды, а Германия за всё в ответе.
В итоге в начале 2017 года немцы всё-таки выплатили денежный штраф в размере 3,1 млрд долларов США и обязались возместить убытки клиентам банка в США в размере 4,1 млрд долларов США.
И, похоже, этой односторонней силовой практике по защите Америкой собственных экономических интересов за счет европейцев приходит конец.
Европейцы уже инициировали ряд громких расследований в связи с доминированием американских корпораций на местном рынке, а также уклонением от уплаты налогов в Европе. Еще в начале июня этого года The Financial Times и The Wall Street Journal сообщали о том, что «Еврокомиссия намерена оштрафовать интернет-гиганта Google, входящего в холдинг Alphabet Inc., за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем на рекордную сумму». Согласно европейскому антимонопольному законодательству размер штрафа мог составить до 10% от годовой выручки (выручка Alphabet Inc. в 2016 г. превысила 90 млрд долларов США). И вот в конце июня ЕК выписала штраф в размере 2,4 млрд евро американской корпорации, в отношении которой французскими властями ведется еще два антимонопольных дела.
Чем же еще могли бы ответить европейцы на недружественную политику США? Вариантов много: от политических решений до торгово-экономических мер. К примеру, при рассмотрении вопроса об очередном продлении санкций в отношении России могут найтись страны, которые проголосуют «против». А учитывая единогласный принцип принятия решения, если хотя бы одна страна ЕС голосует «против», то санкции не продлеваются.
Литва, выступая против генеральной линии ЕК, рискует не только нарваться на крупные штрафы в связи с идущими в отношении нее расследованиями по линии Европейского суда справедливости, но и лишиться раньше 2020 года части необходимых ей дотаций из европейских структурных фондов. Чем активнее Вильнюс лоббирует американские интересы, тем больше шансов на отмену ЕС антироссийских мер. Ведь единственным вариантом сохранения так нужного Европе «Северного потока — 2» в условиях принятия американских санкций в отношении европейских компаний станет снятие пресловутых антироссийских санкций.