Прибалтика примирилась с коммунизмом ради гуманитарной помощи от Китая
Алексей Ильяшевич
Литва, Латвия и Эстония не брезгуют покупать у Китая продукцию медицинского назначения и даже принимать от него гуманитарную помощь. Совсем недавно спецслужбы всех трех Прибалтийских республик включали КНР в список угроз своей национальной безопасности, но коронавирус оказался страшнее китайских шпионов, тем более что западные союзники Прибалтике не помогают. Больше того, премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис не видит ничего предосудительного в том, что доставкой грузов занимается компания российского олигарха — при таком подходе завтра они попросят помощи и у РФ.
По заказу Национальной службы здравоохранения и Министерства иностранных дел Латвии авиакомпания airBaltic доставила в Ригу около 900 000 лицевых масок и 80 000 респираторов из китайского города Урумчи. На этой неделе запланировано еще несколько рейсов.
Очевидно, закупать средства защиты власти республики продолжат в КНР.
Сделать это на Западе не представляется возможным.
«Большинство государств забронировали все свои производственные мощности под собственные нужды, — жалуется министр госуправления соседней Эстонии Яак Ааб. — Вводятся различные ограничения, которые публично не признаются: вся Европа практически закрыта. Если посмотреть на соседние страны, то никому не лучше — шок наступил для всех сразу. Цепочки поставок и договоры, в том числе на индивидуальные средства защиты, прервались и до сих пор не функционируют».
Этой речью Ааб сопроводил сообщение о том, что Эстония тоже заказала в Поднебесной 3,5 миллиона хирургических масок, два миллиона респираторов FFP-2 и 100 000 респираторов FFP-3.
Партия настолько большая, что в один самолет все не поместится — нужно несколько рейсов.
Министра, видимо, совершенно не смущает тот факт, что еще в прошлом месяце Департамент внешней разведки Эстонии включил Китай в список угроз национальной безопасности.
«Возможное использование китайских инвестиций в политических целях и создание возможной технологической зависимости являются угрозами, с которыми необходимо все больше считаться при обеспечении безопасности Эстонии», — говорится в ежегодном отчете ДВР.
Позже и президент республики Керсти Кальюлайд заявила
Пройдет чуть больше месяца, и выяснится, что растущую потребность Эстонии в товарах медицинского назначения может покрыть только одна страна — и это Китай.
Латвийская Служба государственной безопасности (СГБ) в отчете по итогам 2019 года также указала на новую угрозу, спрогнозировав рост разведывательной активности КНР. Но из трех Прибалтийских республик Поднебесная больше всего пугает Литву. Здесь еще год назад обнаружили, что у российских шпионов в Европе появились то ли конкуренты, то ли напарники.
«Риск от разведслужб Китая достиг того предела, когда о нем должно быть информировано и наше общество», — заявлял директор Департамента госбезопасности (ДГБ) республики Дарюс Яунишкис.
Официальный Пекин был шокирован обвинениями Литвы. «Вывод о так называемой "угрозе китайской разведки" очень непрофессионален, необъективен и безответственен, — отметили в посольстве КНР. — Китай решительно возражает против слухов и использования безосновательных поводов, что из соображений безопасности и при отсутствии убедительных доказательств вредит законному бизнесу предприятий».
В Литве на это не обратили внимания.
По итогам 2019 года ДГБ снова написал о том, как китайские инвестиции увеличивают уязвимость других стран и создают для них риск потери контроля над инфраструктурой.
Спецслужбы КНР уличили в попытках завербовать государственных служащих, специалистов по информационным технологиям, сотрудников оборонного сектора, ученых и так далее. Президент Гитанас Науседа призывал отказаться от «опасных» китайских капиталовложений в проект глубоководного порта в Клайпеде, хотя инвестировать в него никто и не собирался…
Теперь выясняется, что самый верный друг и товарищ Литвы в борьбе с коронавирусом — это Китай.
Благодаря ему власти прибалтийской республики получили наконец жизненно важную партию реагентов для тестов на коронавирус. 28 марта в аэропорту Каунаса приземлился грузовой самолет с медицинским грузом из КНР (3 миллиона пар защитных перчаток, 200 тысяч респираторов, 33 тысячи защитных очков).
Как и в случае с Латвией и Эстонией, это еще не все — новые рейсы на подходе.
Часть продукции медицинского назначения Литва получила бесплатно.
Компания Huawei и Торговая палата Китая провели совместную гуманитарную акцию — передали прибалтийской республике 20 000 медицинских масок и 120 000 пар перчаток. Со стороны это похоже на тонкий троллинг, ведь не так давно группа депутатов от партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) требовала избавить рынок от продуктов компании Huawei, которую Пекин якобы используют для сбора разведданных.
Интересно, не додумались ли «ландсбергисты» проверить маски и перчатки на предмет наличия жучков?
Имея хоть каплю совести, руководители СО-ХДЛ могли бы поблагодарить Китай и Huawei. Или хотя бы промолчать. Но вместо этого члены фракции СО-ХДЛ Жигимантас Павиленис, Аудронюс Ажубалис и Эмануэлис Зингерис предлагают провести заседание комитета по иностранным делам и обсудить вопрос «опасности» получения гуманитарной помощи от КНР.
Павилениса возмущает тот факт, что власть спокойно принимает презенты от коммунистов, которые якобы преследуют в Литве свои долгосрочные цели. «На заседании комитета мы попытаемся разобраться, является ли это некомпетентностью и отсутствием опыта в международных отношениях», — заявил политик.
Еще один повод для беспокойства: по данным литовских СМИ, медицинские средства в Каунас доставили на самолете авиакомпании «Волга Днепр», которая принадлежит российскому олигарху Алексею Исайкину. Но Сквернялис на своей странице Facebook написал, что его это нисколько не волнует. Литва должна своевременно получать жизненно важные грузы, и неважно, кто занимается их доставкой.
Так есть ли гарантии, что вслед за российским олигархом в Прибалтику не подтянется военно-транспортная авиация ВКС РФ с гуманитаркой на борту?Тогда Департаменту госбезопасности Литвы со всеми его отчетами лучше отправиться в самоизоляцию. И не выходить оттуда даже после окончания эпидемии.