Политика Политика

Восточная политика ЕС зашла в тупик

30 марта состоялся визит президента Грузии Георгия Маргвелашвили в Литву. Приезд политика ознаменовал начало действия соглашения об отмене виз между Европейским союзом и Грузией. При этом получение безвизового режима ставит непростые вопросы о дальнейших путях евроинтеграции стран — соседей ЕС.

Благословенный «безвиз»

В этот четверг президент Грузии Георгий Маргвелашвили с официальным визитом посетил столицу Литвы, где он встретился со своей коллегой Далей Грибаускайте. Сообщается, что президенты двух стран обсудили вопросы безопасности, детали сотрудничества с НАТО. Этот рабочий по формату визит имеет важное символическое значение: приезд политика ознаменовал начало нового этапа взаимоотношений Грузии и ЕС, который стартовал 28 марта со вступления в действие соглашения об отмене виз между Европейским союзом и Грузией. 29 марта этим режимом уже воспользовался посетивший Тбилиси президент Латвии Раймонд Вейонис.

Георгий Маргвелашвили и Даля Грибаускайте

Грузия стала второй страной постсоветского пространства, получившей аналогичный безвизовый режим. Первой была Молдавия, жители которой с 2014 года могут посещать страны ЕС без виз. Как показал опыт граждан этой страны, безвизовый режим не означает наступление полной свободы перемещения по странам ЕС — стоит лишь подробно рассмотреть текст соглашения.

Так, граждане могут без виз посещать ЕС с краткосрочными визитами (до 90 дней подряд), при этом нарушение срока пребывания приводит к депортации и дальнейшему запрету на въезд.

Необходимо учитывать и то, что при пересечении границы с ЕС сотрудник миграционной службы вправе попросить подтвердить цель и условия поездки. Отсутствие нужных документов может стать причиной отказа во въезде в ЕС, с чем уже сталкивались граждане Молдавии

.

Фактически для посещения ЕС без визы всё равно крайне желательно иметь при себе практически все те документы, которые требуются обычно для получения визы. Разве что можно не тратиться на оформление визы. Также безвизовый режим не поощряет никакой миграции в ЕС. Трудоустройство не подпадает под безвизовый режим и требует визы, учеба в вузе также потребует специальных документов.

Парадоксы евроинтеграции

Безвизовое соглашение подается европейскими политиками как награда за прогресс Грузии в деле проведения реформ в рамках «Восточного партнерства». К примеру, президент Литвы записала видеопоздравление

для грузинского народа, в котором отметила успехи страны в деле евроинтеграции, поставив кавказскую республику в пример всему региону. Что показательно, точно такие же формулировки звучали, когда Молдавия получала свой «безвиз».

Режим отмены виз, который позиционируется как значимое достижение евроинтеграции, на деле высвечивает целый ряд проблем, далеко выходящих за рамки миграционной политики.

Во-первых, уже описанные особенности соглашения выглядят как уловка на фоне многолетних обещаний Брюсселя и национальных столиц, суливших беспрепятственное перемещение для граждан.

Во-вторых, «безвиз» как главный трофей демонстрирует кризис европейской идеи среди стран «Восточного партнерства». Когда в 2008 году возникла эта инициатива, присоединившиеся к ней шесть республик бывшего СССР воспринимали данную программу как шаг на пути в ЕС. Однако годы проходят, а Брюссель по-прежнему крайне неохотно идет навстречу этим странам, прямо заявляя о невозможности дальнейшего расширения ЕС на восток. В итоге безвизовый режим начинает восприниматься как последняя доступная опция в рамках текущего формата «Восточного партнерства».

Разочарование в ЕС точно так же ощущается в дрейфующей в сторону России Молдавии

На фоне возрастающего скепсиса в вопросе о европейском будущем в общественном сознании, у правительств этих стран происходит смещение приоритетов. К примеру, мы уже видим крайне напряженные отношения Брюсселя и Азербайджана, который, устав ждать реальных действий со стороны ЕС, начал проводить внутреннюю политику, которая не слишком удовлетворяет европейских партнеров. Вероятнее всего, Даля Грибаускайте приводит Грузию в пример как раз непокорному Баку, который теперь характеризуется как «неуспешный ученик».

Разочарование в ЕС точно так же ощущается в дрейфующей в сторону России Молдавии, которая за многие годы реформ по наставлениям из Брюсселя так и не ощутила обещанных значимых преимуществ от евроинтеграции. 

Даже наиболее проевропейская сейчас Украина сталкивается с постепенным снижением еврооптимизма среди населения из-за постоянного оттягивания введения безвизового режима со стороны Брюсселя, а также общей пассивности Брюсселя на украинском направлении.

В-третьих, очевидно растущее непонимание самих европейцев, как дальше выстраивать отношения со своими соседями. Для выхода из этой ситуации глава европейской дипломатии Федерика Могерини в 2015 году анонсировала пересмотр политики соседства ЕС. Однако внутренние кризисы — от миграционного вызова до «брексита» — отодвинули этот процесс на задний план, что привело к фактической заморозке формирования каких-либо знаковых инициатив на восточных границах Союза, оставив страны региона решать свои проблемы самостоятельно. На этом фоне даже согласование безвизового режима для Грузии является большим достижением для европейцев.

Всеобщее партнерство

Несмотря на очевидные сложности для ЕС в поддержании лояльного к себе отношения со стороны восточных партнеров, Брюссель всячески пытается удержать эти страны в орбите своего влияния. В ход идут как обещания финансовой помощи, так и нагнетание темы различных угроз для независимости этих стран со стороны России.

Однако, как показывает практика, как раз сами страны — участницы «Восточного партнерства» искусно освоили манипулирование темой России в отношениях с ЕС. Как правило, взаимоотношения в таком случае выстраиваются по типу торга, в котором страна выбирает наиболее выгодные для себя условия или же настаивает на их получении. 

Такой подход приводит к тому, что страны «Восточного партнерства» становятся ареной соперничества ЕС и России, а шире — ЕАЭС. При этом соперничество часто не выгодно ни одной из сторон, так как издержки несут и соперники, и сам объект конкуренции. 

Самый яркий пример здесь Украина. В такой ситуации наиболее применимым выглядит формат конструктивного партнерства ЕС и ЕАЭС в Восточной Европе. Подобный формат предлагалось апробировать на Украине, но идея была отвергнута европейцами. Теперь же остается лишь ждать, когда снова созреют условия для такого взаимодействия, потому что альтернатива партнерству двух союзов — это дальнейшее углубление кризиса международных отношений в Европе.