Политика подстрекательства Прибалтики ставит под удар страны региона
Сергей Рекеда
Страны Балтии на фоне украинского кризиса с удвоенной активностью стали убеждать западных союзников в опасности для европейской безопасности, исходящей со стороны России. Однако подобная политика и усиление НАТО в регионе приведет к обратным результатам – снижению безопасности стран Балтии, считает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО:
- Игорь Юрьевич, Россия в этом году провела большое количество масштабных учений. Наверное, самое большое за последние годы. С чем связана такая активность?
- Это связано с тем, что армия возвращается к тем функциям, которые она должна выполнять. Речь идет, прежде всего, об обороноспособности государства. А для того, чтобы эти функции были успешны, необходимы учения, внезапные проверки и тренировки, различные мероприятия для контроля за боеготовностью войск. Поэтому это не свидетельство агрессивных планов, а нормальные мероприятия, которые проводит любая армия, в том числе — и наши соседи по НАТО. В целом, это свидетельство растущих возможностей армии России по обеспечению безопасности страны. У нас все концептуальные и доктринальные документы носят исключительно оборонительный характер, как и структура войск. Мы отрабатываем исключительно задачи обороны своей территории от внешнего агрессора.
- Учения прошли на разных направлениях, в разных регионах. Насколько в данном контексте важен Балтийский регион?
- Мы видим повышение военной активности НАТО на наших западных границах. Сегодня страны Балтии превращаются, фактически, в передовой плацдарм для Североатлантического Альянса, и предусмотрено, что в случае обострения ситуации страны Балтии будут использоваться для развертывания группировок НАТО. Кроме того, принято решение о том, что на постоянной основе уже сейчас там будут развернуты силы специальных операций. Да, конечно, контингенты не очень большие, но важен факт, и важна тенденция.
Мы знаем о планах по развертыванию военных баз США и НАТО в странах Балтии. Лидеры Литвы, Латвии и Эстонии заявляют об этом открыто, приглашая американских и натовских солдат разместиться у себя. Поэтому наши мероприятия учитывают этот фактор как реально опасный для нашей страны.
Разумеется, характер учений, которые проводят страны НАТО непосредственно у наших границ, свидетельствует о том, что отрабатывается сценарий аннексии военным путем Калининградской области и ведение боевых операций против российской армии в северо-западных регионах страны. Это данные наших спецслужб и WikiLeaks.
Весь этот совокупный объем информации заставляет следить за тем, что делается у наших западных границ, и те учения, которые мы проводили в 2014 году, предусматривали в том числе и оборону от натовской агрессии, плацдармом для которой выступает Польша и страны Балтии.
- Не с этим ли связаны участившиеся полеты российских самолетов над Прибалтикой и появление российских кораблей у берегов балтийских республик, о которых сообщают прибалтийские и некоторые другие западные СМИ?
- Во-первых, наши самолеты над этими странами не летают, это ложь. Воздушное пространство мы не нарушаем. Есть международные нейтральные воды, и наши самолеты совершают над ними полеты, причем вне трасс, по которым передвигаются гражданские авиалайнеры. Поэтому это никому не угрожает и не нарушает нормы международного права.
Вся истерия, которая есть, - это реакция на то, что наши бывшие партнеры, а сегодня — потенциальные противники видят возрастающие возможности нашей армии и флота, и реагируют на это очень нервно. В 1990-е годы, когда наша армия находилась не в лучшем положении, всех это устраивало. А сегодня, когда мы возвращаемся к нормальной плановой боевой учебе, это почему-то вызывает резкое помутнение сознания и обострение политической риторики и в балтийских столицах, и в Брюсселе. Хотя должен сказать, что точно такие же полеты совершает натовская авиация, постоянно и регулярно последние 20 лет, и у нас это истерии не вызывает. А в случае с Россией это вызывает приступ паранойи.
Я уже говорил, что в Прибалтике лидеры стран иногда на полном серьёзе делают такие заявления, что начинаешь задумываться об их психической адекватности. Заявления из Риги, Таллинна и Вильнюса оторваны от реальности.
Разумеется, мы должны на это реагировать спокойно. Никакими криками помешать тем мероприятиям, которые проводят вооруженные силы России, невозможно. Тем более, мы не нарушаем никаких границ, не совершаем полетов, которые угрожают гражданской авиации. Вся истерия вокруг этого — не более, чем информационная война, которая ведется без всякого стеснения.
- Общий военный бюджет прибалтийских республик вырос до 1,2 млрд евро. Кроме того, увеличено присутствие НАТО в регионе. По вашему мнению, это страх перед Россией, о котором Вы говорили, или даже подготовка к атаке?
- Не думаю, что это подготовка к отражению российской агрессии. Политические заявления – это одно, а реальная оценка ситуации – это другое. Я думаю, это связано с тем, что НАТО выбивает деньги, требуя повысить бюджет до установленных нормативов, а именно 2% от ВВП. Пока этому нормативу соответствует только Эстония. В военном отношении могу сказать, что армия Литвы и Латвии ничего из себя не представляют, это балаган, который что-то демонстрирует, но с практической точки зрения у него нулевые возможности.
Что касается Эстонии, то она серьёзно продвинулась в рамках концепции «умной обороны». Это новая концепция НАТО, которая предусматривает делегирование некоторым странам определенных аспектов обороны альянса. Эстония продвинулась в области киберопераций. В Таллине существует киберцентр НАТО, который, как мы предполагаем, осуществляет не только операции, связанные с мониторингом и разведкой, но будет использован и для киберопераций в соответствующее время в российском сегменте интернета и российских социальных сетях, а также для атак против критически важных объектов российской информационной инфраструктуры. Эстония, надо признать, в рамках этой концепции своё место нашла.
Что касается Латвии и Литвы, то полагаю, что вклад этих стран в оборону альянса почти нулевой, за исключением того, что они предоставляют свои территории под базы и занимаются постоянными информационными выпадами в адрес России. Достаточно вспомнить заявления президента Литвы, что больше подходит для женщины с проблемами, чем для лидера страны. Так ответственные политики себя вести не должны.
В Латвии мы тоже наблюдаем изумительные вещи. Там председательство в ЕС сыграло плохую шутку. Особенно поражают заявления, которые делает министр иностранных дел Латвии. Я считаю, что это национальный позор для страны, когда такой типаж нетрадиционной ориентации возглавляет МИД Латвии, причем навязывает агрессивную манеру и свои физиологические приоритеты в качестве линии латвийской внешней политики.
Это позор для страны, которая претендует на некую «европейскость».
С точки зрения деятельности той же Полиции безопасности Латвии, Ринкевич выступает как экономический диверсант. Конечно, странно, что его ещё не поставили на место. То, что «Новая волна» больше не будет проводиться в Латвии, в первую очередь благодаря деятельности господина Ринкевича, как раз наносит экономический ущерб. И никакие гей-парады, которые он планирует проводить, кроме того, что в Латвию все будут плевать, не дадут ничего, особенно — такой же прибыли в бюджет, которую давала «Новая волна».
Отношения сегодня очень плохие, и не по нашей вине. Все страны Балтии перешли на повышенную конфронтационную политику в отношении России. Связано это, на мой взгляд, с тем, что экономика бедствует, и люди пытаются агрессивной риторикой зарабатывать не только политические, но и финансовые дивиденды в расчете на то, что будут программы поддержки. А если разместятся натовские контингенты, то будет увеличение поступлений в бюджет. Все это иллюзии, за которые дорого придется платить.
- Как раз под лозунгами защиты от России они увеличивают свои военные бюджеты, привлекают к себе внимание НАТО. Но не кажется ли Вам, что такими действиями они, наоборот, подрывают свою безопасность, привлекая больше внимания к региону со стороны России?
- Страны Балтии воспринимаются в старой Европе как маргиналы. Это состояние конфронтации не будет длиться бесконечно.
Подобная политика недальновидна, потому что, науськивая и подстрекая к военным действиям, лидеры стран Балтии должны помнить, что в случае войны они первыми пострадают.
Говоря о политике России, надо следить и реагировать не на риторику, а на конкретные действия Альянса. Появляются базы НАТО — появляются российские «Искандеры». То есть это, наоборот, ведет к ослаблению безопасности стран Балтии. Мы будем настраивать наши оперативно-тактические ракетные комплексы и переориентировать нашу авиацию на отражение этих угроз. А что касается агрессивной риторики, думаю, что Россия должна усиливать своё информационное воздействие на медиа-ресурсы Балтии. Это не пропаганда, а насущная необходимость переформатирования недружественного нам медиа-поля. Мы должны оказывать влияние на настроения, и не только русскоязычной диаспоры, но и коренных наций. Я считаю, что здесь все средства хороши, включая вещание на коренных языках для населения, одурманенного безответственной прибалтийской политикой, для того, чтобы объяснять суть происходящего в мире. И чтобы люди не воспринимали себя как на хуторе, окруженном оккупантами.
Мы должны работать информационно. Сейчас нам вставляют палки в колеса путем того, что наши интеллектуалы не могут выступать перед прибалтийскими элитами, и в основном туда зовут людей из числа «пятой колонны», которые льют грязь на Россию. Их встречают с цветами и грантами. А наших интеллектуалов, которые действительно хотят улучшить отношения, не пускают и заворачивают под разными предлогами. И, кстати, не только наших, но и европейских, — я говорю сейчас о Джульетто Кьезе. Значит, мы должны расширять наше информационное пространство и усиливать влияние. Скажем, открывать сайты на литовском и латышском языках, чтобы представлять альтернативную точку зрения на происходящие в мире и в регионе события.
- Какие у Вас ожидания относительно сферы безопасности России в 2015 году? Допустим, латвийский политолог Эйнарс Граудиньш недавно заявил в интервью нашему порталу, что возможны даже военные провокации со стороны Прибалтики. Как Вы оцениваете вероятность этого?
- Не думаю, что будут военные провокации с переходом российской границы и обстрелами. Страны Балтии — это, всё-таки, не Украина, и они должны отдавать себе отчет и видеть разницу между словами и делами. Я склонен думать, что усилится активность прибалтийских спецслужб на российском направлении. Эта работа будет вестись активно и поступательно, и будут различного рода эксцессы, как в случае с захватом кадрового сотрудника Полиции безопасности Эстона Кохвера на территории России. Но не думаю, что снова будут переходы границ, потому что к этой ситуации относятся чувствительно. Думаю, что будут новые посты и станции электронной разведки, которые работают непосредственно на Агентство национальной безопасности США. Плацдармы в странах Балтии будут предоставлены. А военных провокаций, по моему мнению, не будет.