На минувшей неделе в китайском Сучжоу прошел саммит Восточная Европа — Китай (16+1). Во встрече приняли участие руководители КНР и 16 государств — восточноевропейских членов ЕС и балканских стран. Пекин усиливает экономическое присутствие в Восточной Европе. Превратит ли приход Китая регион в «мост» между Западом и Востоком? Что означает рост китайской мощи для Евразийского экономического союза?
Дипломатия «чековой книжки»
Как часто бывает при встрече с новым — и надежды, и страхи, возникшие в мире в связи с подъемом Китая, могут оказаться преувеличенными. Не исключение здесь и Восточная Европа. Общий объем товарооборота между странами региона и Китаем составляет сегодня $60 млрд. Это 10% от торговли Китая с Евросоюзом. Китай концентрируется в Восточной Европе в основном на крупных транспортных проектах: железных дорогах, портовых и логистических комплексах и т.д.
Если же посмотреть в разрезе импорта и экспорта каждой из стран Восточной Европы, то здесь доля Китая варьируется в основном в пределах 5–10%.
Говорить об экспансии Китая в Восточную Европу явно преждевременно.
Вместе с тем китайская дипломатия «чековой книжки» приносит свои дивиденды. Подход Китая отличается от западного тем, что не привязывает экономику к идеологии, сглаживая политические противоречия. Однако конкретные условия сотрудничества с Китаем являются достаточно жесткими. Китай предоставляет связанные кредиты — для приобретения продукции и услуг китайских компаний. Кроме того, Пекин любит выдвигать громкие проекты, зарабатывая имидж «экономической сверхдержавы», которые затем далеко не всегда реализуются. Так, по экспертным оценкам, многие страны получают не более 10% от обещанных Китаем инвестиций и кредитов.
Сегодня можно услышать предположения, что приход Китая в Восточную Европу послужит нормализации отношений между Западом и Россией, снизит остроту антироссийских позиций отдельных восточноевропейских и прибалтийских стран. Подобные надежды как минимум преждевременны.
Китай не сможет и не собирается предоставлять военные гарантии странам Восточной Европы — это прерогатива НАТО и Вашингтона.
Следовательно, внешнеполитический вектор стран региона будет по-прежнему зависеть не столько от позиции Китая, сколько от настроений за Атлантическим океаном. К слову, торговое сотрудничество и закупки значительной части энергоносителей из России также не сильно смягчают внешнеполитические порывы ряда восточноевропейских правительств.
Зыбкие дороги Шелкового пути
Белорусские эксперты возлагают большие надежды на сотрудничество с Китаем и реализацию проекта Экономический пояс Шелкового пути. Китай является пятым по величине торговым партнером Белоруссии. По итогам 2014 г. товарооборот составил около $3 млрд (менее 5% от общего внешнего товарооборота Белоруссии). Также Китай открыл линию связанных кредитов для Минска под закупки китайской продукции и строительство подрядчиками из Китая индустриального парка «Великий камень». Вместе с тем за 2014 г. из банков КНР в страну было привлечено государственных займов на сумму около $600 млн (к примеру, из России за тот же период привлечено $4,5 млрд). В общем объеме инвестиций в Белоруссию в 2014 г. китайская доля составила
Тем не менее перспективы развития сотрудничества есть — один из сухопутных маршрутов Экономического пояса Шелкового пути из Китая в Европу может пройти через Белоруссию. Сейчас по сухопутным транспортным коридорам перевозится менее 1% от товарооборота между Азией и Европой, однако в будущем эта цифра может возрасти до 10%.
На суше Китаю по политическим причинам выгодно иметь выбор между маршрутами, и основная конкуренция будет разворачиваться между тремя транспортными коридорами: через Иран и Турцию (наиболее дорогостоящий и нестабильный маршрут), Каспий и Кавказ (поддерживается ЕС), а также через север Восточной Европы. Через территорию Казахстана могут пройти все три маршрута, но через Белоруссию — лишь последний.
Основной маршрут Шелкового пути в Европу сегодня — морской, через Индийский океан. Китай вкладывает большие деньги в развитие портов и железных дорог на всем его протяжении — от Пакистана до Греции. Главная задача Китая — создать альтернативу Малаккскому проливу. Через него сегодня проходит львиная доля сырья, необходимого для китайской экономики, однако де-факто военный контроль над проливом имеют США. В Шелковый путь Китай планирует инвестировать $40 млрд. Но только в строительство экономического коридора в Пакистане, который даст Китаю прямой выход в Индийский океан, планируется вложить $46 млрд.
Большая Евразия
Сухопутный коридор из Китая в Европу будет развиваться, так как в этом заинтересованы все народы, населяющие Евразию.
Сближение Китая со странами ЕАЭС продиктовано не ситуативными, а стратегическими интересами.
Это не только сухопутные связи с Европой и развитие западных районов Китая, слабо связанных с восточным побережьем. Это и совместная работа по уравновешиванию мирового влияния США, а также поддержание стабильности Центральной Азии, борьба с терроризмом и наркотрафиком.
Однако сегодня очевидно, что «благотворительностью» Китай заниматься не будет и выстраивание равноправных отношений с ним требует выработки единой стратегии стран ЕАЭС. Рост стоимости рабочей силы, социальных и коммунальных расходов снижает глобальную конкурентоспособность Китая, вынуждает страну карабкаться вверх по пирамиде добавленной стоимости производимой продукции. Здесь мы являемся потенциальными экономическими конкурентами.
В этих условиях ЕАЭС нельзя прогадать со стратегическими целями.
Ставка на роль «моста» между Европой и Азией приведет к тому, что Евразийский союз превратится в производную от интересов иных геополитических центров.
В этом случае практически неизбежно поглощение рынка ЕАЭС конкурентами с Запада и Востока и утрата геополитической самостоятельности.
Альтернативой является ставка на укрепление ЕАЭС в качестве самостоятельного геополитического полюса. Речь идет не о самоизоляции, но об использовании общего внутреннего рынка для развития высокотехнологичной промышленности, создания территорий опережающего развития. В ЕАЭС будут сняты таможенные барьеры и создана общая нормативно-правовая база, что позволит запустить единую логистическую компанию. Кроме того, в ближайшее десятилетие планируется выход на общий рынок электроэнергии и нефтегаза внутри ЕАЭС. Решение данных задач будет соответствовать интересам Китая, стабилизируя Центральную Азию и создавая привлекательные условия для торговли и транзита в Европу через ЕАЭС. Перспективным является и координация усилий между ЕАЭС-ОДКБ и ШОС для парирования угроз безопасности в регионе. Как говорили великие, ветер задувает свечу, но раздувает огонь. Тесная координация усилий в рамках ЕАЭС позволит Союзу стать бенефициаром, а не жертвой меняющегося баланса экономической мощи в мире. Нравится это кому-то или нет, но Восточной Европе в итоге тоже придется приспосабливаться.