Солдаты неудачи: как поляки и литовцы воюют на востоке Украины
Александр Носович
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в войне на востоке Украины в составе украинских спецбатальонов сражается множество поляков и литовцев. Литовский МИД назвал заявление Лаврова «измышлениями» и «провокацией, оправдывающей агрессию России». Факты свидетельствуют в пользу российского, а не литовского внешнеполитического ведомства: в зоне боевых действий на Донбассе действительно были замечены граждане Польши и Литвы.
Месяц тому назад простая харьковская девушка Екатерина Семёнова на своей странице социальной сети «В контакте» написала слёзную мольбу о помощи. Возлюбленный Кати, капитан литовских Вооружённых сил Ремигиюс Шинкунас, исчез в неизвестном направлении. В Украину капитан Шинкунас прибыл в качестве представителя Вооружённых сил Литвы для оказания консультаций и обучения курсантов Харьковского военного училища. После 12 дней знакомства с Катей официальный представитель Вооружённых сил Литвы сказал, что его отправляют в командировку в Днепропетровск, с тех пор связь с ним была потеряна. Подробно описав внешность Ремигиюса Шинкунаса, девушка бросила в интернете клич – сообщить ей о молодом человеке, кто что знает.
Спустя несколько дней на этот крик о помощи откликнулись донецкие ополченцы.
Они отправили Кате из Харькова фотографию паспорта на имя Ремигиюса Шинкунаса: документ был найден ими на месте пуска ракет с установок «Точка-У» украинскими военными. В описанном девушкой молодом человеке ополченцы признали военнослужащего, участвовавшего в обстреле населённых пунктов Донецкой области.
В свою очередь Екатерина Семёнова подтвердила, что на фотографии в паспорте действительно изображён Ремигиюс Шинкунас.
Ранее в открытых источниках неоднократно появлялись публикации о том, что в войне на востоке Украины в составе Национальной гвардии и добровольческих батальонов воюют иностранные граждане. Было сообщение о боевике ультраправой Партии шведов Микаэле Скилте, помогавшем «братьям-националистам» и на Майдане, и на востоке страны. Польская «Gazeta Wyborcza» писала, что на Волыни был сформирован состоящий не только из членов белорусской общины Волыни, но и из граждан Белоруссии отряд белорусских националистов, который отправился в зону конфликта воевать на стороне Киева.
Однако случай с Ремигиюсом Шинкунасом принципиально иной. Капитан литовской армии не был и не мог быть добровольцем: он находился на военной службе и подчинялся приказам литовского командования.
В Харьковском военном училище Шинкунас был официальным представителем литовских Вооружённых сил, значит, воевать на Донбасс он отправился, выполняя приказ и от имени Литовской Республики. В таком случае, в войне на востоке Украины участвуют не просто литовцы, а Литва.
Литовское руководство все эти месяцы утверждало, что на Донбассе имеет место скрытая агрессия России – мол, это с российскими военными, а вовсе не с местными ополченцами сражаются регулярные войска. Но после «казуса Шинкунаса» литовской дипломатии остаётся признать, что Литва является стороной украинского военного конфликта. Если западные страны обвиняют Россию в обучении ополчения Донбасса военными инструкторами, то разве не тем же самым занимается Литовская Республика, направившая натаскивать харьковских курсантов капитана литовской армии Ремигиюса Шинкунаса? Разве не Литва, обвиняющая Россию в поставках оружия Донецкой народной республике, наряду с другими странами Балтии и Польшей является самым активным лоббистом поставок оружия Киеву? Да, многие ополченцы приходят в зону конфликта с российской территории. А разве боевики ультраправых организаций, из которых были набраны добровольческие батальоны, не проходили тренировку на базах в Эстонии, Латвии и Польше? На стороне ДНР и ЛНР воюют граждане России, но и на стороне Киева, как мы видим, воюют не простые украинцы, а военнослужащие других государств.
«Ополченцы, которые воюют на Донбассе, демонстрировали перед камерами польские документы. В Польше недавно едва не произошёл скандал, когда привезли несколько тел сотрудников частных охранных предприятий – польских частных военных компаний, которых, в соответствии с распоряжением МИД, очень тихо и без помпы похоронили, запретив даже упоминать в прессе об этом случае. Так что косвенные доказательства участия поляков в войне на Украине есть, - сообщил RuBaltic.Ru директор Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», российский политолог и журналист Алексей Кочетков. - Очень многие ополченцы и жители освобождённых городов говорили, что в среде украинских военных были люди, говорившие между собой по-польски».
Помимо косвенных доказательств участия польских граждан в войне на украинском Востоке, есть и прямые. Недавно созданный англоязычный «рупор» Майдана на международной арене – портал euromaidanpress.com - месяц назад опубликовал статью с пафосным названием «Поляки умирают за свободную Украину». Тема статьи: в Хмельницком с почестями похоронили гражданина Польши, 49-летнего Леонида Смолинского, погибшего на Донбассе, где он воевал в составе добровольческого батальона «Днепр».
«МИД Польши отмечает, что на протяжении нескольких месяцев различные СМИ сообщают о вовлечении польских граждан в конфликт на востоке Украины. До сих пор ни одно из этих сообщений не нашло подтверждения. Это указывает на то, что подобные утверждения используются как элемент информационной войны», - заявлял польский МИД ровно в те дни, когда вышла статья о Смолинском на euromaidanpress.com. «Один из их товарищей отметил, что Смолинский использовал свои польские контакты, чтобы получить экипировку для батальона», - говорится в той статье. Воистину, с такими союзниками официальной Варшаве никаких врагов не надо!
Так кто же занимается «измышлениями» и «провокациями»? Факты доказывают, что это делают литовское и польское внешнеполитические ведомства, а никак не российский министр иностранных дел. А факты, как говорил булгаковский Воланд, - это самая упрямая вещь в мире.
Поляки и литовцы действительно воюют на Донбассе. И не просто литовцы, а литовские военные, направленные своим командованием обучать украинских курсантов, а затем замеченные за обстрелом населённых пунктов. Что это, если не участие Литовской Республики в украинском военном конфликте? Осталось только, чтобы это участие стало официальным. И дело к тому идёт: 19 сентября в Варшаве министры обороны Украины, Польши и Литвы Валерий Гелетей, Томаш Семоняк и Юозас Олекас подписали соглашение о формировании интернациональной военной бригады «LitPolUkrbrig», проект создания которой согласовывался Киевом, Вильнюсом и Варшавой последние несколько лет. «Подписание соглашения о создании «LitPolUkrbrig» является проявлением нашей приверженности безопасности региона. Это укрепление сотрудничества является частью более широкого плана в результате решений, принятых на саммите НАТО ещё в Ньюпорте», – прокомментировал создание бригады президент Польши Бронислав Коморовский.
Что на практике означает формирование польско-литовско-украинской боевой группы?
Оно означает, что если киевское руководство весной будущего года или даже раньше решит прекратить перемирие и «додавить колорадов», то цинковые гробы с востока Украины станут главной темой общественной жизни Польши и Литвы.
Во-первых, потому, что будет общая бригада «LitPolUkrbrig», которую, скорее всего, направят в зону боевых действий. Во-вторых, потому, что цинковых гробов будет столько, что их уже невозможно будет скрывать.