Президент США Дональд Трамп одобрил хорошие отношения Финляндии с Россией и выразил надежду, что у Америки когда-нибудь будут такие же хорошие отношения с Москвой, как у Хельсинки. Трамп обещал защитить страны Балтии от внешней угрозы, но уклонился от того, чтобы назвать угрозой Россию. Позиция американского президента по отношению к Прибалтике проста: защитить-то мы вас защитим, но будет лучше, если вы будете общаться с Россией как Финляндия и не создавать нам лишней головной боли.
Финляндия достигла немалого прогресса в своей политике посредничества в процессе урегулирования конфликта Запада и России. В последние годы президент России Владимир Путин посещал Финляндию чаще других стран ЕС, и президент Суоми Саули Нийнистё естественным образом превратился в связующее звено между западными лидерами и Путиным.
Благодаря тщательно выверенной внешней политике, Хельсинки уже не в первый раз занял непропорционально серьезное для этой небольшой по численности населения и ресурсам страны место в международных делах. Посреднические возможности Финляндии, в частности, заинтересовали президента США Дональда Трампа, пригласившего финского лидера на двусторонние переговоры в Вашингтон. На следующий день после встречи с Саули Нийнистё в Белом доме Трамп сам вылетел в Хельсинки.
Саули Нийнистё — один из редких западных лидеров, у которых установлены хорошие личные отношения с Владимиром Путиным. «Пожалуй, только у Ангелы Меркель есть подобный опыт общения с Путиным. Однако у Меркель и Трампа плохие отношения», — говорит старший исследователь Института внешней политики Финляндии Чарли Салониус-Пастернак.
«Финляндия послужит посредником: Нийнистё может сказать, о чём Путин сейчас размышляет и к чему, по мнению Финляндии, Россия стремится», — считает руководитель исследовательских программ Института внешней политики Мика Аалтола. По словам Аалтолы, в последнее время Америка имела обыкновение встречаться со всеми лидерами стран Северной Европы одновременно: страны воспринимали как единое целое. С лидером же Финляндии Трамп проводит двустороннюю встречу. «Это говорит о том, что Финляндия — настолько значимая страна, что президент США готов найти для этой встречи время, несмотря на загруженность и неспокойную обстановку в Вашингтоне», — делает вывод эксперт.
Заключения финских экспертов подтвердил и сам Дональд Трамп.
Американский президент не только одобрил отношения Финляндии с Россией, но и выразил надежду, что у самих Соединенных Штатов отношения с Москвой когда-нибудь будут такими же.
«Надеюсь, у нас установятся хорошие отношения. Я говорю это громко и четко и говорил много лет. Я думаю, правильно, если у нас будут замечательные или по крайней мере хорошие отношения с Россией», — сказал Трамп на совместной с президентом Финляндии пресс-конференции в Белом доме. «Россия очень уважает Финляндию, что всегда хорошо. Финляндия хорошо ладит с Россией, и я надеюсь, что Соединенные Штаты тоже когда-нибудь смогут иметь с ней хорошие отношения», — заявил президент США.
В ответном слове президент Финляндии сказал, что диалог между НАТО и Россией должен быть возобновлен. «Уже сейчас наблюдаются небольшие позитивные шаги по возобновлению такого диалога», — отметил Саули Нийнисте.
Хельсинки стремится сыграть в этом диалоге ключевую роль нейтральной переговорной площадки, и, судя по действиям президента США, у финских дипломатов есть основания рассчитывать на успех.
Во-первых, Дональд Трамп нашел время для двусторонних переговоров с президентом Финляндии. Во-вторых, сразу по завершении этих переговоров вылетел в Хельсинки. В-третьих, он избегает агрессивной риторики в отношении Москвы.
На пресс-конференции с Нийнистё хозяин Белого дома уклонился от ответа на вопрос, считает ли он Россию угрозой американской безопасности. «Я рассматриваю много стран в качестве угрозы безопасности, к сожалению», — сказал Трамп, отметив, что Россия — это большая страна, с которой необходимо ладить.
Нейтральная Финляндия в вопросе о том, как поладить с Россией, для Соединенных Штатов более значима, чем их европейские союзники по НАТО.
Поэтому президент США пригласил финского коллегу на двусторонние переговоры в Вашингтон, а затем вылетел в Хельсинки. Непоколебимо преданных интересам американской внешней политики союзников из Прибалтики в Вашингтоне подобных знаков поощрения не удостаивают.
Президенты, вице-президенты и госсекретари США традиционно принимают глав Литвы, Латвии и Эстонии скопом. По три за раз. Устраивать с каждым из них двустороннюю встречу — зря терять время, а время — деньги. Какой смысл общаться с лидером каждой из балтийских стран по отдельности, если говорят они одно и то же, дружно прося защитить их от надвигающейся российской агрессии. Проще собрать их вместе и провести сеанс коллективной психотерапии.
Такой сеанс президент США провел и сейчас, только заочно. «Мы стоим на защите этого региона. Это всё, что я могу сказать. Мы очень, очень готовы защищать. У нас там есть замечательные друзья», — заявил Трамп о защите Соединенными Штатами Прибалтики после переговоров с президентом Финляндии, назвав страны Балтии «очень важной частью мира».
При этом из хвалебных слов американского лидера в адрес Финляндии и ее внешней политики следует, что именно финскую модель прагматических добрососедских отношений с Россией президент США считает оптимальной.
Вашингтон посылает прибалтийским союзникам простой и понятный месседж: защитить-то мы вас защитим, но будет лучше, если вы будете общаться с Россией как Финляндия и не будете создавать нам лишней головной боли. Сам американский президент хотел бы, чтобы у его страны были такие же хорошие отношения с Россией, как у Финляндии, а нормальные отношения стран Балтии с Москвой избавили бы Соединенные Штаты от угрозы быть втянутыми в конфликт в этом регионе.
Дональд Трамп, похоже, не понимает, какой непосильной вещи он хочет от Литвы, Латвии и Эстонии. Ведь для лидеров этих стран «финляндизация» — нецензурное слово. Жить как финны они хотят, но делать для этого то, что более полувека делали финны, выше их сил.
Ведь придется занимать умеренную, нейтральную позицию в международных делах, забыть про свои исторические обиды, прикусить язык и не называть восточного соседа «террористическим государством», не сравнивать Россию с Третьим рейхом, а ее лидера — с Гитлером.
Способен ли на это истеблишмент постсоветской Прибалтики? В том-то и дело, что нет. Поэтому ситуация в Балтийском регионе останется неизменной. Финляндия будет зарабатывать очки в международных делах и укреплять свой авторитет на международной арене, выступая в роли посредника и нейтральной переговорной площадки. Прибалтика по-прежнему будет восприниматься как обуза, на которую время от времени надо обращать внимание и которую нужно постоянно опекать.