Вслед за избранием Владимира Зеленского президентом Украины произошла смена президентов в Литве и Латвии. Теперь остается открытым вопрос, сохранят ли страны Балтии при новых руководителях звание главных лоббистов Украины в Евросоюзе. Еще более важный вопрос: насколько необходимы команде Зеленского такие лоббисты?
Уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте активно включилась в «битву за Украину» со второй половины 2013 года, когда Литва стала председателем Совета ЕС. Именно Вильнюс лоббировал в Брюсселе и в Киеве инициативу скорейшего подписания Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной.
С тех пор и до конца своего второго президентского срока Грибаускайте не выключалась из «украинской игры», позиционируя Литву в качестве главного «адвоката» Киева на европейской арене.
Лоббистские услуги Дали Грибаускайте высоко оценил экс-президент Украины Петр Порошенко. В конце 2018 года «железная леди» Прибалтики была удостоена наивысшей государственной награды Украины для иностранных граждан — ордена Свободы.
Во внешней политике Украины при Порошенко прибалтийский вектор был одним из важнейших.
С руководителями Литвы, Латвии и Эстонии Порошенко встречался куда чаще, чем с главами других государств, пусть подобные встречи зачастую не изобиловали конкретикой.
Страны Балтии на международной арене использовали все возможные площадки, чтобы не допустить ухода украинской тематики на периферию внимания европейских государств и институтов.
Успехи в этом направлении оказались неоднозначными, но более преданных союзников у Киева не было. Особенно если учитывать осложнение отношений Киева и Варшавы, ведь Польша тоже долгое время считалась «адвокатом» Украины в Европе.
Прибалтийские республики предоставляли гуманитарную и материально-техническую помощь Вооруженным силам Украины (ВСУ) и добровольческим батальонам.
Литва стала первым в мире государством, поставляющим Киеву летальное вооружение по открытым каналам. Тем самым Вильнюс подталкивал своих партнеров по НАТО более активно вовлекаться в конфликт в Донбассе и не опасаться предоставлять Киеву широкую номенклатуру вооружений.
В отличие от Дали Грибаускайте новоизбранный президент Литвы не возлагал на себя обязательства лоббировать интересы Украины за рубежом. Потому Науседа может прислушиваться к мнению Киева в вопросе поддержки Украины, но не руководствоваться им.
Пускай Науседа заявлял, что отношения с Россией не изменятся, пока «ситуация на Украине будет похожа на нынешнюю». Но вместе с тем он указывал на необходимость поменять риторику в отношении Москвы.
«Я бы хотел быть дипломатичным и использовать лексикон, который мог бы быть несколько иным по сравнению с лексиконом, который использовался ранее», — отмечал в ходе избирательной кампании Науседа.
В то же время команда Владимира Зеленского отличается на порядок большим прагматизмом по сравнению с администрацией Петра Порошенко, поэтому едва ли углубление сотрудничества с государствами Прибалтики будет важнейшим внешнеполитическим приоритетом Зеленского.
Хотя, несомненно, отношения Украины и стран Балтии останутся на высоком уровне.
В фокусе внимания как Зеленского, так и Науседы первые несколько месяцев президентства будут, в первую очередь, внутриполитические вопросы. Зеленский сможет полноценно заняться внешней политикой лишь после переформатирования МИД, где продолжают восседать ставленники Порошенко. Это произойдет после проведения летом досрочных парламентских выборов.
В ходе правления Порошенко отношениям Украины со странами Балтии не хватало здравого прагматизма, нередко стороны увлекались прожектерством и формализмом, оставляя за скобками сотрудничества экономическую проблематику.
При Зеленском могут быть нащупаны точки соприкосновения на базе совместных экономических интересов и реализации взаимовыгодных проектов. Например, Зеленский объявил курс на диджитализацию Украины; соответствующий опыт можно позаимствовать у Эстонии.
Нельзя исключать того, что на фоне ухода Грибаускайте более активно роль лоббиста Украины попытается играть Андрюс Кубилюс, экс-премьер Литвы, избранный недавно в Европарламент. Кубилюс был инициатором проектов «план Маршалла для Украины» и «Украина-2027», предполагавших предоставление Киеву объемного пакета безвозмездной макрофинансовой помощи и гарантий обретения перспектив членства Украины в ЕС в 2027 году соответственно.
Кубилюс активно пиарился на украинской тематике и рассчитывал за счет голосов антироссийски настроенных государств получить пост генсека Совета Европы.
Другое дело, что все украинские проекты Кубилюса потерпели крах, а из борьбы за кресло генсека Совета Европы он прогнозируемо выбыл. Застолбив за собой в эпоху Порошенко нишу проводника интересов Украины на европейских площадках, Кубилюс по инерции еще наверняка продолжит вбрасывать в публичный дискурс тезисы о необходимости всесторонней поддержки Киева всем «свободным миром». Но результативность подобных действий будет стремиться к исчезающе малой величине.
Собственно, смена президентов Литвы, Латвии и Украины открывает окно возможностей для того, чтобы свежим взглядом оценить отношения Киева с Прибалтийскими республиками и выработать формулу их прагматизации. Вопрос лишь в том, воспользуются ли политики такими возможностями.