Политика Политика

Киевские власти взялись за украинизацию ТВ

На Украине бурлит «жизнь по-новому». На сей раз под каток «рошенизации»

попало телевидение: Рада приняла закон об увеличении до 75% доли украинского языка на ТВ. Это является логическим продолжением радикализации киевских властей, а также инструментом передела медиабизнеса в интересах Порошенко.  

В ноябре 2016 г. Верховная рада ввела 25 процентные квоты на трансляцию по радио

песен на украинском языке. Ключевым эффектом решения стало уменьшение аудитории радиостанций, а также сужение и без того маленького рекламного рынка. Однако чиновники сумели пополнить собственные «черные кассы», оштрафовав радиостанции на полмиллиона гривен. 

Заседание Верховной Рады Украины

Киевские власти перешли на новый виток радикализации, а главным «ястребом» стал Порошенко, изображающий, что именно он — основной заслон от «российской агрессии». В сложившихся обстоятельствах украинизация ТВ стала делом времени, а не принципа.  

«Майданные» власти продолжают эксплуатировать принцип «разделяй и властвуй»: пока население будет спорить по поводу языковых квот, «церковных» законов и запрета российских сайтов, клептоманская верхушка, являющаяся ликвидационной комиссией государства Украина, активизирует «дерибан» страны. 

23 мая парламент внес изменения в Закон о языках аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации. Закон устанавливает, что для телерадиоорганизаций общенациональной категории вещания доля передач, фильмов, новостей на украинском языке должна составлять не менее 75% с 07:00 до 22:00 часов. Для телеорганизаций региональной и местной категорий закон устанавливает обязательную долю украиноязычного контента на уровне 50%. Нарушителям грозят штрафы — 5% от лицензионного сбора. 

Закон вступит в силу через 4 месяца после его подписания, но телеканалам будет дан еще год в качестве переходного периода: в течение этого временного промежутка русскоязычный телевизионный продукт будет засчитываться в украиноязычную квоту для телеканалов.  

То есть говорить наверняка о том, что телевидение украинизируется, покамест рано. И не потому, что «крах режима неизбежен», а в силу того, что накануне плановых выборов 2019 г. Порошенко и его клиентела могут кинуть «кость» русскоязычному электорату, отменив квотирование телевидения.  

Даже многие русскоязычные украинские националисты и носители «идеологии Майдана» не разделяют украинизаторские инициативы правящих.  

В то же время украинизация ТВ является способом «подмять» телеканалы, не проявляющие должной сервильности к Петру Алексеевичу. В условиях стремительного обвала рейтингов находящимся у власти временщикам не остается ничего другого, кроме как «закручивать гайки», создавая вокруг себя «теплую информационную ванну». 

Речь идет прежде всего об испытывающих на себе давление киевских «верхов» рейтинговых новостных каналах «112 Украина» и NewsOne, где нередко от приглашенных экспертов можно услышать острую критику властного картеля. Кроме того, NewsOne — ключевая площадка оппозиционной партии «За жизнь», чей лидер Вадим Рабинович имеет третий-пятый электоральный рейтинг в стране. 

Петр Порошенко

Ну и, безусловно, наиболее лакомый медийный актив для Порошенко — крупнейший телеканал Украины «Интер», ключевым бенефициаром которого является Дмитрий Фирташ, единственный украинский олигарх, который не стал в порошенковское стойло (несмотря на то, что Фирташ принял непосредственное участие в «короновании» Порошенко в один тур).   

Именно «Интер» регулярно транслирует мероприятия, являющиеся при нынешней «майданной недодиктатуре» актами гражданского мужества и де-факто акциями протеста: шествие «Бессмертного полка» в Киеве (его посмотрели 15,8 млн человек, что составляет 40% населения Украины) или Крестный ход за мир.  

Но едва ли передел медиабизнеса способен переформатировать настроения украинцев, 70% которых не доверяют отечественным СМИ. Скорее наоборот: власть имущие с упорством, достойным лучшего применения, «стреляют себе в ноги», отторгая значительное большинство граждан. 

Речь не только об огромном количестве «униженных и оскорбленных»: о русскоязычных националистах, осудивших квоты нацменьшинствах да и просто миллионах обывателей, возмутившихся запретом российских сайтов. 

Как показывает опыт введения языковых квот на радио, украинизация ТВ неизбежно потянет за собой снижение качества пропаганды (одного из столпов киевского режима), а также стимулирует переход на потребление контента спутникового вещания и сети Интернет. 

Все спутниковые тарелки не поспиливают и весь интернет не «выблокируют».    

В украинском сегменте интернета шутят: вслед за введением квот для украинского языка на ТВ парламент обязан принять закон о хранении «верхами» 75% сбережений в национальной валюте. Впрочем, последовательностью и хотя бы минимальной логикой украинские власти никогда не отличались. Как и умением просчитывать собственные решения, последствия которых зачастую противоречат первоначально заявленным целям. 

Пожалуй, сложно было бы придумать, что могло бы дискредитировать украинскую государственность больше, чем принимаемые в течение трех последних лет «патриотической командой европейских профессионалов» управленческие решения.