Латвийская контрразведка (Бюро по защите Конституции) выпустила очередной ежегодный доклад, выдержанный в лучших традициях антироссийской истерии. Крупнейшим источником угрозы для республики, конечно, остается Путин — по каким-то причинам он «натравливает» на Ригу военных, хакеров, журналистов и даже сотрудников посольства РФ. Ежегодник БЗК можно назвать приветом из сталинского СССР, где людей призывали сохранять бдительность и помогать государству «выкорчевывать врагов народа». Кто мог знать, что самые убежденные последователи Феликса Дзержинского через столько лет обнаружатся именно в Прибалтике?
Сравнение со сталинским временем, отмеченным «эпидемией» шпиономании, пусть не покажется попыткой натянуть сову на глобус. Здесь ничего натягивать не надо. Ежегодные доклады прибалтийских спецслужб публикуются именно для того, чтобы предупреждать и информировать рядовых граждан о нависшей над ними опасности.
Если призадуматься, то сегодня Латвии угрожает та же напасть, что и всему остальному миру — пандемия коронавируса.
Но о бактериальном «агрессоре» ни в Литве, ни в Латвии, ни в Эстонии спецслужбы вам не расскажут.
Есть тема поважнее — угроза с Востока. Недружественное окружение, шпионы, агенты вражеских спецслужб. Ничего не напоминает?
Авторы доклада зачем-то делают экскурс во внутреннюю политику России и подробно описывают характер ее взаимоотношений со странами Запада. Этим, конечно, никого не удивишь (недавний отчет эстонской Охранной полиции, который разбирал аналитический портал RuBaltic.Ru, повествование о России начинает прямо с далекого 1991 года).
Просто непонятно, зачем столько подробностей. Можно же ограничиться одним предложением: правопреемница СССР без малого тридцать лет «терроризирует» маленькую прибалтийскую республику.
Удовлетворяет свои садистские наклонности, поскольку ни экономических, ни политических интересов у нее в Латвии нет…
«Усилия некоторых зарубежных стран по оказанию влияния на латвийское государство, общество и его ценности, ориентированный на Запад курс внешней политики страны, а также внутриполитическую стабильность политическими, гуманитарными, информационными и экономическими средствами представляют угрозу», — отмечается в документе.
Под словом «некоторые» подразумевается Россия и Китай. Это уже тренд нынешнего года — в отчетах прибалтийских спецслужб у «агентов Путина» появляются конкуренты в лице «агентов Си Цзиньпина».
На китайскую угрозу недавно обращала внимание латвийская Служба государственной безопасности. БЗК утверждает то же самое: постепенно в киберпространстве растет количество агрессивных акций Китая, направленных против западных демократий.
И будет расти дальше, поскольку КНР инвестирует большие ресурсы в повышение эффективности работы своих хакеров. Их оборудование становится все более современным, методы работы — более продвинутыми.
Впрочем, по шкале угрозы до российских коллег им еще расти и расти. Если Пекин пока что проверяет обороноспособность Запада в киберпространстве, то Москва действует «по всем фронтам». Ее хакерские атаки сопровождаются угрозами военного вторжения, «информационной агрессией», шпионажем. Большой ущерб государству наносят «пропагандистские СМИ» (в том числе портал RuBaltic.Ru), которые якобы тиражируют недостоверную информацию о происходящем в Прибалтике. К примеру, навязывают мнение, что «Литва, Латвия и Эстония следуют указаниям из Вашингтона, поэтому ведут себя агрессивно по отношению к России».
Нет, господа латвийские контрразведчики, не путайте грешное с праведным!
Мы нисколько не сомневаемся в искренности вашей русофобии. Но это не отменяет того факта, что отношениям Прибалтийских республик с Соединенными Штатами, мягко говоря, недостает равноправия.
Не по указке ли из Вашингтона был ликвидирован один из крупнейших латвийских банков ABLV? Не американский ли Минфин вводил санкции против Вентспилсского порта? Может, тайная тюрьма ЦРУ в Литве появилась сама собой?
«Изюминкой» доклада БЗК стали обвинения в адрес дипломатов. За прошлый год она зафиксировала «ряд подозрительных действий со стороны посольства России».
Какие именно? Вот один из примеров: некий дипломат, которого некая российская спецслужба подключила к выполнению неких задач, параллельно со своей официальной деятельностью выпытывает у собеседников некую информацию.
Невольно вспоминаются анонимные свидетели трагедии «Боинга» в небе над Донбассом, которые не раскрывают себя, опасаясь мести Путина. Но их показаниям суд должен поверить на слово.
Впрочем, не будем сгущать краски. Одно конкретное имя БЗК все же называет — пресс-секретарь посольства России в Латвии Вадим Пономарев, который «превышает привычный формат работы с представителями масс-медиа».
«Пономарев организует некоторым своим контактам регулярные встречи в ресторанах, дарит подарки, а в разговорах целенаправленно узнает информацию и мнение о специфических актуальных вопросах по внутренней политике, межгосударственным отношениям и общественным процессам».
На основании этого контрразведка приходит к выводу, что с российскими дипломатами лучше не контактировать — существует риск быть использованными в интересах спецслужб РФ.
«Выходящие за рамки их дипломатических функций» — такую характеристику БЗК дает действиям сотрудников российского посольства. Особенно забавно эти оценки выглядят в контексте того, как ведут себя в Латвии американские дипломаты. «В случае утверждения я буду требовать от правительства Латвии, чтобы оно разработало, приняло и осуществило реформы, направленные на устранение серьезных угроз коррупции и отмывания денег, которые существуют в стране. И я буду поддерживать усилия, направленные на преодоление наследия Холокоста, такого как реституция собственности еврейской общины», — говорил во время выступления в Сенате будущий посол США в прибалтийской республике Лесли Каруайл.
Интересно, здесь за рамки дипломатических функций ничего не выходит? Все ОК?
Установка на поиск вражеских шпионов в Латвии, похоже, живет с 30-х годов прошлого века. Вместо мирового империализма теперь появилось новое «пугало», а вместо агитационных плакатов с призывами быть бдительными появляются ежегодники Службы госбезопасности и Бюро по защите Конституции.Но все это — произведения одного жанра.