В условиях пандемии коронавируса все страны условно разделились на две группы. В первую вошли государства, имеющие необходимую финансовую подушку, чтобы минимизировать потери, связанные с карантинными мерами. Во второй группе страны, чья экономика зависит от внешних вливаний, поэтому для них последствия коронавируса будут наиболее плачевными. Именно ко второй категории относятся страны Прибалтики. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил, как коронавирус изменил жизнь Литвы, Латвии и Эстонии.
Латвия
В Латвии среди трех Прибалтийских республик эпидемиологическая ситуация по состоянию на 30 марта наиболее оптимистичная: 376 человек оказались зараженными. Однако вызывает тревогу один-единственный случай выздоровления. Умерших, к счастью, нет.
Впрочем, несмотря на относительно скромные показатели распространения, коронавирус сумел перевернуть все в небольшой республике с ног на голову.
В прошлом актер, а ныне латвийский политик Артусс Кайминьш всегда ярко выделялся в силу своего эксцентричного поведения, а также громких заявлений. Чего только стоит его предложение переименовать памятник Освободителям Риги в Мемориал советской оккупации. В марте этого года он вновь оказался в центре внимания, но теперь уже по причине заражения коронавирусом. Сам политик заявил, что заболел после посещения соседней Литвы.
Пикантность ситуации заключается в том, что практически все министры правительства, включая его главу Кришьяниса Кариньша, а также депутаты парламента контактировали с зараженным Кайминьшем. В итоге все они были вынуждены перейти на дистанционный формат работы.
Пандемия фактически оставила целую страну без исполнительной и законодательной ветвей власти.
В этих обстоятельствах возникло нескольких щепетильных вопросов. Во-первых, как народные избранники планируют дистанционно проводить голосование? Во-вторых, не придет ли население Латвии к выводу, что развитие страны вполне возможно и без нынешних министров и депутатов?
По этому случаю среди латвийцев уже популярны шутки касательно того, что Артусс Кайминьш сделал то, что не получалось ни у кого ранее: распустил Сейм и изолировал правительство.
Однако совсем невесело стало после высказывания 27 марта президента Латвии Эгилса Левитса о том, что в условиях чрезвычайной ситуации в стране можно было бы восстановить 81 статью Конституции. Согласно ее положениям, правительство получит возможность издавать правила, имеющие силу закона.
В конечном итоге это позволит президенту сконцентрировать в своих руках основную часть власти.
В связи с этим сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов уже провел аналогии с довоенным президентом Карлисом Улманисом, который в тридцатые годы прошлого века совершил государственный переворот и превратился из демократического лидера страны в диктатора.
Наряду с политическими тревогами в Латвии фиксируются и серьезные экономические потери. Так, было объявлено, что на март отменена половина зарезервированных ранее туров в республику. Закрылась, пока что временно, крупная сеть общественного питания LIDO. Терпят существенные убытки авиаперевозчики и железная дорога.
В совокупности же прогнозируется падение ВВП страны примерно на 5%.
Эстония
Больше всего из стран Прибалтики от нового вируса пострадала самая малонаселенная Эстония: 715 зараженных. К сожалению, уже зафиксировано три случая смерти. При этом количество выздоровевших пока не вызывает оптимизма — лишь двадцать случаев.
Эпидемия коронавируса вызвала настоящий экономический кризис в стране.
Министр финансов Эстонии Мартин Хельме отметил, что столь резкого падения не было с 2008 года. «Говорили, что будет плавное падение. Теперь вместо этого пузырь оглушительно лопнул», — подчеркнул в середине марта член правительства.
Одной из наиболее пострадавших отраслей экономики оказалась туристическая, составляющая около 1,5% от общей доли ВВП Эстонии. После нанесенного коронавирусом удара ее восстановление может занять от одного года до полутора лет.
В конкретных цифрах кризис, по мнению Хельме, проявится в колоссальном для страны финансовом ущербе в размере 1,2 миллиарда евро, а также в падении ВВП на 6–7% в связи со снижением налоговых поступлений и непредвиденными расходами на борьбу с коронавирусом.
Министр также добавил, что уже в ближайшие месяцы работу могут потерять 40 тысяч эстонцев.
Цифра крайне тревожная, поскольку на конец 2019 года общее количество безработных в Эстонии насчитывало 27,7 тысячи человек.
Литва
Литовская Республика, не будучи лидером среди трех стран по общему количеству заражений (484 случаев при одном выздоровевшем), лидирует по числу умерших (семь человек), причем все они находились в группе риска.
Эпидемия коронавируса не могла не затронуть экономическое положение и этой прибалтийской республики.
Согласно информации министерства финансов Литвы, ВВП страны может упасть на 2,8% в нынешнем году. В связи с этим уровень безработицы увеличится до 8,1%. Наиболее серьезные потери придутся на сферу услуг.
Однако заметно более пессимистичный сценарий прогнозирует Центральный банк прибалтийской республики.
По сообщениям его пресс-службы, падение ВВП составит 11%.
Отметим, что временной диапазон между двумя сообщениями составляет менее одной недели, поэтому даже сложно представить, какими прогнозами «порадуют» литовцев спустя еще некоторое время.
Проблемами в экономике дело не ограничивается. Коронавирус существенно сказался и на ситуации в политической системе страны. Так, недавно COVID-19 подтвердился у сотрудника канцелярии Сейма. Хотя контактов с коллегами по работе у него было немного, пример Латвии, описанный выше, не может не настораживать.
На фоне активно распространяющейся эпидемии оживилась оппозиция. Литовские консерваторы («Союз Отечества — христианские демократы Литвы») решили пойти в наступление на министра здравоохранения Аурелиюса Веригу, ставленника правящей партии «Союз крестьян и "зеленых" Литвы».
Поводом стало решение министра изолировать прибывающих из-за рубежа литовцев сроком на две недели даже при отсутствии каких-либо симптомов коронавируса. Данное столкновение является своего рода разведкой боем перед парламентскими выборами, которые должны состояться в октябре этого года.
Кроме того, распространение COVID-19 стало поводом для возвращения на политическую арену экс-президента Литвы Дали Грибаускайте, возглавившей созданный Министерством финансов фонд по борьбе с последствиями пандемии коронавируса.
Ее назначение уже вызвало острую критику среди ряда литовских политиков. Так, депутат Сейма Литвы Наглис Путейкис отметил, что для экс-лидера страны важнее не здоровье людей, а экономика.
Не менее жестким в своих высказываниях на этот счет был и европарламентарий от Литвы, лидер Партии труда Виктор Успасских: «Не понимаю, зачем нужно было доверять Грибаускайте управлять фондом. Ее нахождение у власти научило меня, каким лидером быть нельзя. Смотришь на нее и сразу понимаешь: таких лидеров быть не должно».