Политика Политика

Специальный выпуск: кто возвращает Донбасс в каменный век?

С 11 января в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР) не работает мобильная связь украинского оператора Vodafone. Отсутствие возможности пользоваться привычными услугами создало большое количество неудобств для населения. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, можно ли было предвидеть подобное развитие событий и кто хочет окончательно оторвать Донбасс от Украины.

«Только экстренные вызовы»: из XXI в каменный век

Мобильная связь вошла в жизнь и быт обычных украинцев в 2000‑х годах. Со временем у телефонов стало больше функций: подтверждение банковских платежей, интернет-покупки, связь с аккаунтами в социальных сетях и т. п. 11 января 2018 года, спустя три с половиной года украинского вооруженного конфликта, в Донбассе пропал сигнал последнего украинского оператора — Vodafone (он же «МТС-Украина»). Вместе с сигналом пропала и связь с Украиной, а также доступ к Google-аккаунтам, мобильному банкингу и прочее.

Предприимчивые донецкие бизнесмены открыли новую возможность заработать / Источник: вконтакте

С момента проезда российской или украинской границы и по всей территории самопровозглашенной ДНР вы никому не сможете дозвониться, если у вас нет SIM‑карты местного оператора «Феникс». Телефоны абонентов украинских и российских операторов не могут «поймать» сеть. Украинский Vodafone, кроме всего прочего, обеспечивал роуминг для абонентов российского оператора «МТС».

SIM‑карты других российских операторов перестали подключать роуминг (просто не работали) в ДНР после ухода двух других украинских операторов — «Киевстар» (февраль 2015 года) и Life (февраль 2017 года).

Поэтому гостям ДНР нужно обзавестись карточкой «Феникс» и завершить все дела и операции, требующие мобильной связи, до посещения республики.

Похожая ситуация со связью была в Крыму в 2014 году. Однако крымским властям удалось в течение двух недель перекрыть дефицит SIM‑карт за счет карточек краснодарского «МТС»

«Вечером мы пошли спать. А когда утром проснулись, поняли, что друг друга потеряли», — комментировали свое положение крымчане.

Отсутствие связи больнее всего ударило по незащищенным слоям населения. Молодые люди могут выстоять очередь или «пробить» себе дефицитную SIM‑карту «Феникс». Представьте себе пожилого человека, прикованного к кровати, или человека, который самостоятельно не выходит на улицу. Однажды утром эти люди потеряли средства к коммуникации с внешним миром. Довольно страшно, не правда ли?

Правда, кое-где Vodafone всё-таки «ловит». Чем не повод прогуляться?

Фото: вконтакте

Как работает сегодня «Феникс»

«Феникс» продается только на территории республики и не действует за ее пределами, так как не может заключить договор о роуминге с зарубежными операторами.

После прекращения работы Vodafone качество связи «Феникс» резко упало: дозвониться абоненту с первого раза теперь скорее случайность. Сигнал «Феникс» значительно лучше в центре города, где плотность покрытия сети выше, и практически отсутствует на загородных дорогах, окраинах и стратегически неважных прифронтовых территориях.

О тарифах оператора «Феникс» мы писали в одном из предыдущих материалов цикла.

«Исход» Vodafone положительно сказался на продажах стартовых пакетов «Феникс»: за четыре дня без украинской мобильной связи жители ДНР купили более 50 тысяч SIM‑карт донецкого оператора. По сообщениям Минсвязи ДНР, в январе 2018 года было продано 170 стартовых пакетов «Феникс». В результате численность абонентов республиканского оператора достигла 720 тысяч, или трети населения ДНР.

Источник: twitter.com

Хроника исхода Vodafone

11 января около двух часов дня донецкие СМИ распространили комментарий Министерства связи ДНР по поводу причин отсутствия мобильной связи Vodafone на территории республики.

«ВСУ перерезали кабель “МТС-Украина”, идущий в сторону Еленовки. Собственно, связи “МТС” и нет. Сейчас специалисты ищут возможность восстановления», — сообщили в Минсвязи ДНР.

Вечером того же дня министр связи ДНР Виктор Яценко заявил, что кабель был поврежден на украинской территории и Вооруженные силы Украины не дают специалистам Vodafone провести восстановительные работы на линии.

Виктор Яценко / Фото: smdnr.ru

Следует заметить, что отключение украинской мобильной связи на несколько часов или даже на полдня было для Донецка привычным делом. Также горожане отмечали постепенное ухудшение качества связи и скорости мобильного интернета. Но на этот раз сигнал Vodafone исчез полностью и надолго (если не навсегда).

15 января компания «Vodafone Украина» опубликовала

на своем сайте заявление, подтвердив, что поврежденный кабель находится в «серой зоне», а ОБСЕ, власти Украины и «другие ответственные инстанции» не реагируют на просьбу компании пропустить ремонтные бригады к месту аварии.

На следующий день, 16 января, Vodafone приступил к ремонту волоконно-оптического кабеля. Руководитель представительства Украины в СЦКК Юрий Остах заявил, что Vodafone понадобится месяц на восстановление связи. 19 января руководитель PR‑отдела Vodafone Виктория Рубан сказала, что связь в Донбассе может быть восстановлена до вечера. В тот же день сигнал Vodafone был восстановлен в ЛНР, однако так и не появился в ДНР!

20 января Минсвязи ДНР «перешло в наступление» и пообещало улучшить связь «Феникс» за счет базовых станций украинского Life, который перестал работать в республике в феврале 2017 года. По сообщениям DNR-LIVE со ссылкой на Минсвязи, 28 января для нужд «Феникс» было запущено сто базовых станций Life.

Представители компании Life (теперь Lifecell), комментируя ситуацию, заверили, что использование базовых станций Life невозможно без вывезенного в 2014 году оборудования ядра сети. А значит, кто-то из двух — Life или Минсвязи ДНР — врет.

Председатель парламента ДНР и постоянный полномочный представитель ДНР в Минске Денис Пушилин 27 января заявил, что вопрос восстановления Vodafone в республике будет обсуждаться Контактной группой в Минске.

По состоянию на 29 января в Донецке и других городах ДНР нет связи Vodafone.
Источник: вконтакте

Операторы непризнанных республик

В Южной Осетии есть только один оператор мобильной связи — ЗАО «Остелеком». Компания была основана в 2014 году, с 2010 года она работает под российским брендом «Мегафон». «Остелеком» обслуживает 56 тысяч абонентов.

В Приднестровье также работает всего один оператор мобильной связи — «Интерднестрком» (компания входит в самый крупный в республике холдинг «Шериф»). Компания была основана в 1998 году, в 2012 году в Приднестровье появился 4G‑интернет. Его запуск был осуществлен «Интерднестркомом» совместно с украинской компанией Alcatel-Lucent. На территории Молдавии действуют три других оператора связи.

В Нагорном Карабахе, как и в других непризнанных и частично признанных республиках, есть только один оператор — «Карабах Телеком».

В Абхазии услуги сотовой связи предоставляют компании «Аквафон» (с 2003 года) и «А-Мобайл» (с 2007 года). А на территории от российской границы до курорта Гагры принимает сигнал российских «МТС», «Билайн», «Мегафон» и Tele2. Во всех городах Абхазии есть 4G‑интернет.

Исходя из опыта территорий, перечисленных выше, исход украинских операторов из ДНР и ЛНР вполне закономерен и предсказуем.

Vodafone против ДНР

Восстановление украинской мобильной связи в ДНР является сугубо политическим решением, что следует из заявлений обеих сторон.

Представители ДНР настаивают на том, что Vodafone должен платить за интернет и обслуживание оборудования на территории республики, а также поясняет, что ранее руководство ДНР «закрывало глаза» на факты неуплаты Vodafone «только ради альтернативы связи в республике».

«МТС в Республике даже за свет не платил, за аренду площадок, никаких налогов, даже прямой стык на экстренные службы отключили», — написал министр Яценко в своем Telegram-канале 13 января.

22 января Минсвязи пригласило специалистов Vodafone в ДНР для проведения аудита технического состояния оборудования.

«Мы считаем абсолютно справедливым, чтобы компания Vodafone участвовала не только в сборе дивидендов в ДНР, но и проводила определенную работу и обеспечивала техподдержку того сегмента сети, который остался на нашей территории», — заявил Яценко.

23 января агентство «Интерфакс-Украина» опубликовало интервью с директором по корпоративному управлению и контролю «Vodafone-Украина» Олегом Проживальским. По словам представителя компании, оборудование Vodafone в ДНР уже готово к использованию, однако обесточено из-за неуплаты за электроэнергию, а иметь коммерческие контакты с непризнанными республиками, согласно украинскому законодательству, Vodafone не может.

Олег Проживальский / Фото: segodnya.ua

«Мы работаем исключительно по законодательству Украины. <…> Пока не было захвачено Донецкоблэнерго, мы платили за электроэнергию в регионе на территории Украины. После его захвата от нас потребовали, чтобы мы платили в ДНР напрямую, но мы не можем и не будем этого делать», — рассказал Проживальский.

Также представитель Vodafone заметил, что компания работает на «неподконтрольных Украине территориях» на «грани возможностей» и готова продолжать работу там «исключительно из соображений гуманности».

То есть основная позиция Минсвязи ДНР следующая: «Vodafone должен сотрудничать с ДНР и делать отчисления в бюджет республики». Vodafone же указывает, что контакты юрлиц с представителями самопровозглашенных республик — это нарушение законодательства Украины.

15 января глава ДНР Александр Захарченко назвал отсутствие Vodafone в ДНР «информационной блокадой» и попытался оказать давление на компанию, пригрозив введением внешнего управления.

«Сотни тысяч наших жителей остались без связи с друзьями и родственниками по ту сторону линии разграничения. Однако хочу заверить, что и на этот вызов мы успешно ответим — соответствующие действия уже производятся. При необходимости мы можем ввести внешнее управление на эту сеть», — процитировал Захарченко донецкий портал DNR‑LIVE.

Александр Захарченко / Фото: tiras.ru

Последнее заявление Яценко 29 января прозвучало и вовсе наивно.

«Vodafone заявляет, что никакое заявление от Минсвязи принято не будет. Компания Vodafone не заинтересована в повышении качества услуг [в ДНР]», — сказал министр ДНР на брифинге.

Отметим, что на протяжении всей истории «Vodafone против ДНР» украинские СМИ сохраняли подозрительное молчание, ограничиваясь несколькими репортажами и новостными сообщениями.

Итоги

В ситуации с отключением Vodafone донецкая власть продемонстрировала отсутствие гибкости, маневренности и стратегического планирования. Руководство Донбасса не смогло или не захотело договариваться с украинской компанией. А «счет за свет» в условиях гуманитарной катастрофы оказался для лидеров ДНР важнее, чем спокойствие собственных граждан.

Более того, у властей ДНР был опыт с исходом «Киевстар» и Life с подконтрольных Донецку территорий, примеры развития мобильной связи в других непризнанных республиках. И тем не менее они не предусмотрели отключение Vodafone и не обеспечили население или склады достаточным количеством SIM‑карт. То есть никто такую угрозу всерьез не рассматривал: ни граждане, ни правительство.

Открытым остается вопрос, чем будет в политическом плане для руководства ДНР восстановление Vodafone в республике — достижением или имиджевым поражением?
Источник: dnr-live.ru

Пока что жители Донбасса продолжают массово скупать SIM‑карты «Феникс», потому что не верят, что связь восстановят, а значит, не верят в восстановление еще одного звена, которое соединяло регион с Украиной. Похоже, что отключение Vodafone стало очередным гвоздем в крышку гроба Минских соглашений.

Кто в этом виноват? Продажи SIM‑карт «Феникс» растут, контакты между людьми по разные стороны линии фронта слабеют и исчезают, Донбасс обретает всё больше независимости от Украины, возмущение донецкими властями в ДНР увеличивается и т. д. Кажется, от отключения Vodafone все остались в плюсе, кроме населения Донбасса.